- Кто должен проводить СОУТ
- Цена на специальную оценку условий труда
- Подготовка к СОУТ
- Процедура специальной оценки для работодателя
- Классификация условий труда по степени вредности и/или опасности
- Практическое применение результатов СОУТ
- Работы службы охраны труда
- Другие меры по охране труда
- Цена выполнения производственного контроля
- Штраф за невыполнение СОУТ
Кто должен проводить СОУТ
Согласно федеральному закону от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ, регулирующему порядок выполнения специальной оценки условий труда на предприятиях, проведение СОУТ необходимо почти для всех работодателей. Исключение составляют только те предприятия, которые сотрудничают с надомными или удаленными работниками: в этой ситуации проводить специальную оценку условий труда на их местах не придется. В остальных случаях провести работы по специальной оценке условий труда важно, чтобы избежать серьезных санкций.
При этом в соответствии со статьей 3 федерального закона № 426-ФЗ право непроведения СОУТ распространяется только на рабочие места удаленных и надомных сотрудников. Например, если в компании есть и такие рабочие места, и стандартные места офисных работников, то проводить специальную оценку на стандартных позициях все равно придется.
Предложение о проведении СОУТ введено для объективного контроля за условиями труда работников предприятий. Чтобы предотвратить возможные искажения объективной информации о СОУТ, 426-ФЗ запрещает работодателям самим выполнять работы по оценке. Законодатель предполагает, что руководство компаний может внести предложение о том, чтобы отразить в отчетной документации информацию по условиям труда, не отвечающую действительности, – например, что по итогам СОУТ рабочие места с вредными условиями принадлежат к категории допустимых.
Цена на специальную оценку условий труда
Стоимость проведения специальной оценки условий труда на рабочем месте действующим законодательством не регламентирована. Поэтому компании, выполняющие работы по СОУТ, вправе сами определять стоимость, исходя из предложений задействованных экспертов, сложности применяемого оборудования для СОУТ и других факторов оценки. Заказчик вправе выбрать устраивающее его по цене предложение по СОУТ – при условии, что отобранная им организация имеет право проведения СОУТ и внесена в реестр Минтруда. При текущих обстоятельствах на рынке работодатели обычно платят цену от 600 до 3300 рублей за то, чтобы провести СОУТ одного рабочего места.
Тип предприятия, где необходимо провести работы | Средняя цена СОУТ за одно рабочее место |
---|---|
Офисы | 600-1200 руб. |
Бюджетные и обучающие организации | 600-1600 руб. |
Медучреждения | 1000-2800 руб. |
Производственные и энергетические предприятия | 1100-2000 руб. |
Транспортные, химические предприятия | 1300-3300 руб. |
Подготовка к СОУТ
Итак, для проведения СОУТ работодателю, получив ряд предложений, придется обратиться в аккредитованный центр, внесенный в реестр Минтруда. С отобранной организацией подписывается договор, в котором прописываются график, сроки оценки, список рабочих мест, где требуется провести СОУТ, и стоимость выполняемых работ. Итоговая цена проведения специальной оценки условий труда зависит от нескольких факторов, включая:
- точка нахождения предприятия или структурного подразделения, в котором требуется провести измерения по специальной оценке условий труда;
- число рабочих мест, подлежащих СОУТ;
- объем работ в рамках исследований, оценок и экспертиз;
- характер и параметры применяемой техники;
- сложность рабочих процессов, которые требуется провести;
- присутствие вредоносных факторов производства по методике СОУТ;
- сроки проведения СОУТ на новое рабочее место;
- дополнительные условия на конкретных рабочих местах, где нужно провести проверку.
После утверждения стоимости, сроков проведения, других параметров предложенных работ и заключения договора организация, которой поручено провести СОУТ, обязана предоставить сведения о готовящейся специальной оценке условий труда в Федеральную государственную информационную систему учета результатов СОУТ (ФГИС). После получения этой информации проекту присваивается идентификационный номер, используемый для отслеживания результатов.
Работодателю стоит проследить за тем, чтобы организация, занимающаяся проведением СОУТ, предоставила такую информацию во ФГИС, так как без присвоения персонального идентификационного номера компания впоследствии не сможет провести рабочие процессы и зарегистрировать итоги СОУТ. В результате такого развития событий к предприятию могут применяться санкции административного или уголовного характера, предусмотренные законодательством.
Процедура специальной оценки для работодателя
- Выбрать компанию для проведения СОУТ, согласовать предложение о стоимости
- Создать на предприятии комиссию по СОУТ, которая подготовит список рабочих мест для проведения контроля и документы об их параметрах.
- Передать документацию исполнителю СОУТ для изучения.
- Принять эксперта для идентификации присутствия вредоносных факторов на рабочих местах и определения интенсивности их влияния.
- Получить от исполнителя отчетную документацию по СОУТ и утвердить ее.
- Выполнить требования законодательства о применении результатов СОУТ.
Классификация условий труда по степени вредности и/или опасности
Не все условия труда безопасны для работников предприятий: основная задача проведения СОУТ как раз и состоит в том, чтобы выяснить, насколько опасны условия, в которых трудятся работники, для персонала компании. Если обнаружится, что эти рабочие условия небезопасны, компании придется предоставить работникам льготы и компенсации, предусмотренные законодательством о СОУТ для снижения отрицательного действия факторов производственной среды на здоровье персонала.
Итак, по результатам проведения СОУТ эксперты компании-исполнителя могут обнаружить присутствие вредоносных факторов производства, которые оказывают негативное воздействие на здоровье сотрудника. Для дифференциации такого воздействия действующее законодательство выделяет несколько классов условий труда по степени вредности и опасности для работников. Их список и критерии классификации приведены в статье 14 федерального закона от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ.
- Оптимальные условия труда – те, при которых вредоносное воздействие факторов производственной среды на работника полностью отсутствует либо присутствует в гигиенических пределах, утвержденных действующими нормативными актами по СОУТ.
- Допустимые условия труда по СОУТ – те, при которых вредоносное влияние негативных рабочих факторов на сотрудника имеется, однако оно находится в границах, позволяющих ему восстановить нормальное состояние и самочувствие уже к началу следующей рабочей смены, не прибегая к помощи дополнительных инструментов, например, проведения медикаментозной терапии или массажа.
- Вредные условия труда по СОУТ – те, которые имеют выраженное негативное воздействие на здоровье персонала. Это сама большая группа рабочих факторов, поэтому для дифференциации их воздействия действующее законодательство делит их на 4 группы.
- Подкласс 3.1. Условия труда, которые оказывают заметное отрицательное воздействие на здоровье работника. При присутствии такого влияния он не успевает восстановить нормальное самочувствие и работоспособность к началу следующей рабочей смены, так как для этого требуется провести на отдыхе более длительное время.
- Подкласс 3.2. Вредные рабочие места, которые способны вызывать устойчивые изменения в организме сотрудника, соответствующие начальной или легкой степени тяжести профзаболевания. При этом, однако, для появления таких симптомов требуется провести длительное время во вредоносных условиях труда - не меньше 15 лет.
- Подкласс 3.3. Условия труда, которые вызывают появление профзаболеваний легкой или средней степени тяжести прямо в период рабочей деятельности, то есть без отложенного эффекта. Такие проявления при воздействии этого типа условий труда приводят к утере профессиональной трудоспособности, то есть возможности выполнять работу по конкретной профессии.
- Подкласс 3.4. Условия труда, которые вызывают у работника тяжелые формы профзаболеваний, ведущие к утрате общей трудоспособности, то есть в принципе возможности заниматься рабочей деятельностью.
- Опасные условия труда по СОУТ – те, воздействие которых на организм сотрудника ведет к развитию острых форм профзаболеваний либо представляет прямую непосредственную угрозу его жизни.
Информация об условиях труда отображается в карточке каждого рабочего места, заполняемой по результатам проведения СОУТ. В случае применения сотрудником, работающим на этом месте, эффективных персональных защитных средств (СИЗ), существенно снижающих интенсивность воздействия вредоносных факторов, класс условий труда может быть снижен, но не более чем на одну степень.
Практическое применение результатов СОУТ
Получение результатов проведения СОУТ – важный, но не последний этап процедуры, которую нужно провести компании. Работодатель обязан выполнить требования законодательства в отношении этой информации, чтобы не повлечь санкции за нарушение порядка проведения СОУТ. Ему необходимо проследить за тем, чтобы информация о проведении СОУТ на предприятии вовремя попала во ФГИС и была проведена в системе, чтобы представители государственных надзорных органов имели к ней доступ.
Вообще в соответствии со статьей 18 федерального закона № 426-ФЗ передать эти сведения во ФГИС обязана компания, которая занималась проведением СОУТ на предприятии – причем сделать это нужно в десятидневный срок с даты утверждения отчета по оценке. Однако если по каким-то причинам исполнитель, проведя работы, не передал данные об оценке в федеральную государственную систему учета результатов СОУТ, сделать это придется самому работодателю. Результаты будут занесены в систему с использованием того же идентификационного номера, который был присвоен проекту проведения СОУТ на предприятии на первом этапе – еще до начала работ по оценке. Это гарантирует полный государственный контроль за процедурой.
Потом компании-работодателю в соответствии с законодательством о СОУТ необходимо будет провести следующие операции:
- ознакомить сотрудников предприятия с результатами проведения СОУТ их рабочих мест, то есть с объективными данными об оценке условий труда, в которых они работают. Сделать это необходимо в течение 30 календарных дней с даты утверждения отчета по СОУТ. Однако если в течение этих 30 дней работник находился в отпуске, на больничном, проводил время в командировке или по другим уважительным причинам отсутствовал на своем рабочем месте, срок информирования его о результатах проведения СОУТ продлевается на период его отсутствия;
- разместить информацию об итогах проведения специальной оценки условий труда на предприятии на официальном портале компании. На это ему отводится аналогичный срок – не более 30 календарных дней с даты утверждения отчета по СОУТ. На сайте нужно опубликовать информацию о классах и подклассах условий труда на рабочих местах персонала по результатам СОУТ и список действий, которые проводятся для улучшения условий труда на этих местах;
- передать сведения о результатах СОУТ в Федеральный фонд социального страхования для корректного расчета дополнительных страховых тарифов, которые зависят от итогов СОУТ. Их размер разнится от 0% для оптимальных условий труда до 8%, если рабочее место по итогам оценки отнесено к категории опасных;
- разработать и внедрить на предприятии систему льгот и компенсаций для сотрудников, работающих во вредных или опасных условиях труда, в соответствии с нормативами действующего законодательства.
Например, в соответствии со статьей 117 ТК РФ работникам, которые трудятся во вредных условиях труда, отнесенных по итогам СОУТ к подклассу 3.2 и выше, работодатель обязан предоставить дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью не меньше 7 календарных дней. Также действующим законодательством предусматриваются и другие льготы и компенсации для сотрудников, которые работают во вредных и опасных условиях, например, бесплатная выдача профилактического питания, молока и проч.
Работа службы охраны труда
Нормы законодательства в отношении защиты трудовых прав работников не исчерпываются условием о своевременном проведении СОУТ на всех рабочих местах. Защита персонала от воздействия профрисков при выполнении должностных обязанностей – это комплексная система, которая состоит из мер и компонентов, обеспечивающих всестороннюю безопасность персонала в процессе рабочей деятельности.
В частности, кроме СОУТ, законодательство регламентирует правила, согласно которым проводится контроль за безопасностью персонала. Статья 223 действующего Трудового кодекса РФ требует, чтобы в компаниях, где число сотрудников превышает 50 человек, была введена отдельная должность специалиста либо инженера по охране труда или создана профильная служба. Это обязательное требование, гарантирующее контроль за состоянием этой сферы силами грамотного сотрудника. Такой специалист сам разрабатывает список мер по охране труда, согласовывает их с руководителем компании и обеспечивает их выполнение, а также следит за соблюдением требований действующего законодательства в части проведения СОУТ и других обязательных мер.
В компаниях, имеющих менее 50 сотрудников, руководитель вправе сам принять решение о том, нужна ли в конкретной ситуации такая служба или должность. Если речь идет об опасном производстве или сложных технологических процессах, требующих особого порядка проведения СОУТ, введение такой позиции может быть целесообразным для текущего контроля за деятельностью компании и безопасностью труда персонала. В отдельных случаях такие работы могут поручить одному из сотрудников компании, получившему необходимые навыки и образование, в режиме совмещения или совместительства.
Однако во всех ситуациях у работодателя есть возможность привлечь к выполнению обязательных работ экспертов уполномоченной компании, который занимается задачами в области охраны труда и СОУТ. Здесь можно в режиме одного окна организовать проведение всех необходимых работ, включая производственный контроль и специальную оценку условий труда на местах, и быть уверенным в том, что в Вашей компании правильно оформлена вся необходимая документация по СОУТ и полностью соблюдены требования действующего законодательства. При необходимости специалисты аккредитованной компании смогут помочь в организации работы Вашей собственной службы ОТ и формировании комиссии по СОУТ, чтобы обеспечить безопасность Ваших сотрудников на местах.
Другие меры по охране труда
Кроме специальной оценки условий труда, для защиты трудовых прав работников действующим законодательством предусмотрены другие меры, ориентированные на контроль работодателей в этой области и противодействие нарушениям по СОУТ. К таким мерам принадлежат:
- производственный контроль;
- оценка профессиональных рисков;
- аудит по охране труда;
- оформление документации по охране труда;
- организация системы управления охраной труда на предприятии.
Цена выполнения производственного контроля
Конкретная цена каждого параметра, как и стоимость специальной оценки условий труда на рабочем месте, зависит от общего числа параметров, подлежащих измерению, и сложности необходимых измерительных процедур.
Фактор производства | Параметры оценки | Цена оценки каждого параметра, руб. |
---|---|---|
Микроклимат | Температура, скорость движения воздуха, относительная влажность, интенсивность теплового излучения, индекс тепловой нагрузки производственной среды (ТНС) на месте | 210-370 |
Освещенность | Коэффициенты естественного освещения (КЕО), пульсации освещенности, освещенность рабочей поверхности, прямая и отраженная блесткость, яркость рабочей поверхности, неравномерность распределения яркости, показатель дискомфорта | 160-300 |
Электромагнитные поля и излучения | Неионизирующие поля промышленной частоты (50 Гц), электростатическое и постоянное магнитное поле, ЭМИ радиочастотного диапазона, ЭМИ от компьютерной и офисной техники | 260-450 |
Шум | Постоянный, непостоянный | 300-350 |
Вибрация | Общая, локальная | 350-450 |
Содержание химических веществ в воздухе рабочей зоны | Химические вещества и соединения | 380-550 |
Аэрозоли, оказывающие фиброгенное действие (АПФД) | 320-480 | |
Радиационный контроль | Дозы излучения, активность радионуклидов, радиоактивное загрязнение | 160-250 |
Штраф за невыполнение СОУТ
Соблюдение требований ОТ, включая своевременное проведение СОУТ, оценки профессиональных рисков и других мероприятий, обязательно для всех предприятий, работающих на территории Российской Федерации. За невыполнение этих правил введены серьезные санкции, которые могут заметно осложнить работу компании. Отметим, что санкции за непроведение СОУТ и нарушение правил ее выполнения полностью идентичны.
Они дифференцируются в зависимости от категории виновника, допустившего нарушение, связанное с СОУТ, а также того факта, является ли нарушение первичным или повторным. За повторное нарушение аналогичного характера, выявленное государственными надзорными органами при проведении проверки на предприятии, применяется гораздо более серьезное наказание. При этом в соответствии со статьей 4.6 КоАП РФ повторным будет считаться нарушение, обнаруженное в течение 12 месяцев с даты вступления в силу постановления о вынесении наказания за предыдущее нарушение.
Статус виновника | Непроведение специальной оценки условий труда на местах или нарушение правил выполнения СОУТ | Другие нарушения в области охраны труда или СОУТ | ||
---|---|---|---|---|
Впервые | Повторно | Впервые | Повторно | |
Должностные лица, в обязанности которых входит выполнение необходимых работ по СОУТ и контроль выполнения требований законодательства об условиях труда | Предупреждение или наложение штрафа размером 5-10 тысяч рублей | Наложение штрафа размером 30-40 тысяч рублей или дисквалификация на срок до 1 года до 3 лет | Предупреждение или наложение штрафа размером 2-5 тысяч рублей | Наложение штрафа размером 30-40 тысяч рублей или дисквалификация на срок до 1 года до 3 лет |
Индивидуальные предприниматели | Наложение штрафа размером 5-10 тысяч рублей | Наложение штрафа размером 30-40 тысяч рублей или остановка работы в административном порядке на срок до 90 суток | Наложение штрафа размером 2-5 тысяч рублей | Наложение штрафа размером 30-40 тысяч рублей или остановка работы в административном порядке на срок до 90 суток |
Юридические лица | Наложение штрафа размером 60-80 тысяч рублей | Наложение штрафа размером 100-200 тысяч рублей или остановка работы в административном порядке на срок до 90 суток | Наложение штрафа размером 50-80 тысяч рублей | Наложение штрафа размером 100-200 тысяч рублей или остановка работы в административном порядке на срок до 90 суток |
В случае, если несвоевременное проведение СОУТ или другие нарушения повлекли серьезные следствия, например, причинение тяжкого вреда здоровью работника или его гибель, к нарушителю применяются меры уголовной ответственности. В таких ситуациях обычно используются положения статьи 143 Уголовного кодекса РФ, которая полностью посвящена описанию наказаний за нарушение правил охраны труда, включая непроведение СОУТ на местах, – например, если в компании вовремя не провели оценку условий труда или не выполнили ее правила. В зависимости от тяжести последствий допущенного нарушения по этой статье виновнику может быть назначено наказание до пяти лет лишения свободы.
Чтобы избежать такого негативного сценария, мы рекомендуем обратиться в уполномоченный центр «Аттэк» для решения всех задач Вашей компании в области охраны труда и СОУТ. Мы имеем статус аккредитованной организации, внесенной в реестр Минтруда в качестве компании, имеющей право проведения специальной оценки условий труда на предприятиях. Кроме этого, мы предоставляем все виды услуг по ОТ, включая выполнение производственного контроля, формирование службы по охране труда на Вашем предприятии, составление полного комплекта документации по ОТ, проведение обязательного обучения с учетом новых норм действующего законодательства и т.д.
При одновременном заказе проведения оценки рабочих мест и обучения по ОТ мы даем скидку на стоимость обучающих программ. В результате цена специальной оценки условий труда становится доступнее, а Ваши сотрудники получат необходимые знания, обеспечивающие безопасность их работы на местах.