Европейский суд: дорога на работу является частью рабочего дня
Европейские юристы намерены изменить правила учета рабочего времени — судом постановлено считать рабочим то время, что человек затрачивает на дорогу до непосредственного места работы.
Практика включать те часы, что сотрудник проводит в дороге, в рабочее время, станет серьезным испытанием для работодателей, вынужденных теперь пересчитывать рабочий день. Тем не менее, постановление коснется не всех работников — офисные клерки, банковские служащие, продавцы магазинов и прочие сотрудники, имеющие постоянное рабочее место, будут находиться в пути, как обычно, в нерабочее время. А вот специалисты разъездного характера — курьеры, водители, торговые агенты, сотрудники, которым часто приходится отправляться на вызовы (сантехники, плотники), причем, пунктом отправления является их собственный дом — подвергнутся пересчету своего рабочего дня.
Как эта практика будет работать? Пока что и работодатели, и специалисты затрудняются ответить на этот вопрос. Вполне возможно, работники, проводящие много времени в дороге, будут оснащены специальными датчиками, позволяющими контролировать их местоположение в определенный момент времени — наподобие того, что был разработан нашими нижегородскими соотечественниками. В любом случае, компании придется нести дополнительные расходы, а также оптимизировать маршрут своего коллектива до места работы.
Тем не менее, зарубежные юристы считают эту меру оправданной: в среднем, европейский рабочий тратит на поездки столько времени, что работает примерно на 10 часов дольше положенного времени (48 часов в неделю), не получая за это никаких компенсаций.
В России установленное рабочее время в неделю составляет 40 часов, а в случае с работой по совместительству — не более 60 часов. При этом ТК РФ считает рабочим то время, что сотрудник тратит на работу по вызову или выезды по поручению руководства, и относится это как к людям, работающим в офисе, так и к разъездным работникам. Кроме того, в случае пересчета, пришлось бы пересмотреть и порядок учета травм, полученных в дороге: согласно действующему законодательству, к производственным травмам, приобретенным в пути, относятся лишь те, что были получены в служебном транспорте.
Российские эксперты уверены, что в настоящее время проблема пересчета рабочего дня не является актуальной для работодателей нашей страны, и вряд ли западная инициатива будет подхвачена у нас в ближайшем будущем.
1453