Более 400 тысяч подписей и санкционные сложности
Опубликованная в Сети петиция, призывающая отменить Постановление об уничтожении санкционных продуктов, набрала более 400 тысяч голосов. Вместе с тем, проблемы, связанные с этим актом и последующими за ним действиями, становятся все более неоднозначными.
Ужесточение штрафов и предложение ввести уголовную ответственность за торговлю запрещенными продуктами, попытки ограничить ввоз медикаментов, свежие овощи и фрукты, раздавленные промышленными катками, и сыры, залитые химическими веществами — нет ничего удивительного в том, что на фоне всех этих событий многим российским гражданам кажется, что мир сходит с ума. Голосование граждан об отмене решения, действующего с 6 августа и устанавливающего уничтожать продовольственные товары из стран, применивших санкции в отношении России, продолжает набирать голоса, и, по состоянию на 8 сентября, набрало уже более 400 тысяч подписей.
Встречное предложение передавать продукты нуждающимся — ветеранам, инвалидам, не имеющим родителей детям — также было встречено неоднозначно. В правительстве отмечают непродуманный механизм такой передачи, в том числе и финансовый, а также угрозу, которую могут представлять для здоровья непроверенные продукты, ввозимые по поддельным документам, но окончательного ответа на петицию пока не получено. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков усомнился в подлинности подписей и живых людей, стоящих за ними, что, в свою очередь, спровоцировало очередной интернет-тренд.
Таможенные службы отмечают, что с введением постановления и проведением «показательных казней» продуктов в первый месяц его действия количество ввозимой контрабанды резко уменьшилось. Представители ФТС удвоили усилия, что также привело к неоднозначным результатам — так, например, 8 сентября на таможенном пункте в Краснодарском крае было сожжено 407 килограммов спортивного питания, ошибочно принятого за санкционную продукцию. При проведении расследования, выяснилось, что, несмотря на страну-изготовителя (США), само по себе спортивное питание не попадает под действие постановления и код ТН ВЭД, по которому оно проходит, не числится в списках продуктов и сырья, запрещенного к ввозу, однако отдельные его части расцениваются как готовая пищевая продукция. Сложности, возникшие в связи с этой ситуацией, требуют разбора и, возможно, внесения корректировок в текст постановления.
Еще одной проблемой санкционных уничтожений является катастрофическое увеличение количества «серых схем», по которым продукция проходит в обход эмбарго. Федеральная таможенная служба сообщает, что будет бороться с распространением этих схем всеми доступными методами, поскольку контрабанда в России в такой нелегкий и переломный для экономики и развития собственного хозяйства период недопустима.
193