Услуги, подлежащие обязательной сертификации
В настоящее время любые услуги, оказываемые населению — это та часть рынка, на которую не распространяется обязательная сертификация. Все услуги, которые может получить гражданин России, могут быть сертифицированы на добровольной основе.
Перечень, согласно которому обязательной сертификации подлежат услуги:
- по ремонту и обслуживанию бытовой техники и транспортных средств;
- по химической чистке изделий;
- по парикмахерским процедурам;
- по жилищно-коммунальному обслуживанию;
- по туристическому и экскурсионному обслуживанию;
- по торговле и обеспечению общественного питания
признан утратившим силу в соответствии с Постановлением правительства № 72 от 10.02.2004 г. Номенклатура продукции и услуг, подлежащих обязательной сертификации, также была изменена: теперь она относится только к товарам, которые подразделяет на определенные группы в зависимости от их состава и предназначения.
Тот факт, что обязательная сертификация перечисленных выше услуг в настоящий момент упразднена, не означает бесконтрольность оказания услуг и выдачи лицензий организациям, оказывающим их. Напротив, отмена обязательной сертификации предоставила добросовестным компаниям возможность значительно повысить свой рейтинг на рынке услуг и поднять свою конкурентоспособность на новый уровень.
Для чего нужна сертификация услуг
Любому человеку, обращающемуся в какую-либо организацию для получения определенной услуги, хочется знать, что он получит ее в полном объеме и надлежащем качестве. Турист, отправляющийся в путешествие, хочет быть уверенным, что место, куда привозит его туристическая компания, безопасно, что маршрут продуман, экскурсовод компетентен, а место для проживания подготовлено заранее и удобно. Клиент парикмахерской хочет получить красивую стрижку и точно не рассчитывает на испорченные мастером волосы, а человек, заказывающий клининговые услуги, должен знать, что убираемое помещение по итогам работы будет действительно чистым.
Как удостовериться в надежности компании? Можно поверить «сарафанному радио» — рекомендациям знакомых и друзей. Но гораздо правильнее — и в первую очередь, с точки зрения законов и защиты прав потребителей — будет обратиться в организацию, прошедшую процедуру сертификации услуг. Наличие сертификата лучше любых других рекомендаций служит подтверждением качественной работы компании и соблюдения всех законодательных требований, и компания, озаботившаяся получением такого сертификата, будет стремиться поддерживать свою репутацию на должном уровне и не предоставит услуг, опасных для здоровья, финансов или нервов.
Процедура сертификации услуг
Сертификация услуг, в общем и целом, немногим отличаются от сертификации товара. Точно так же она проводится с помощью независимого и аккредитованного органа по сертификации, специалисты которого знакомы с нормативами и законодательством. Точно так же проходит этапы оценки и проверки и согласования результатов с дальнейшим инспекционным контролем оказываемых услуг.
Сертифицируются услуги по иным нормативным документам. Такими являются:
- Постановление Госстандарта «О правилах сертификации работ и услуг» от 05.08.1997 г;
- «Общероссийский классификатор услуг населению» 002-93;
- Отдельные нормативные акты, разделяющие услуги в зависимости от специализации (например, «Правила оказания услуг общественного питания» или «Правила продажи отдельных видов товаров»).
Особенности сертификации услуг также заключены в методах проверки. К таковым методам относятся:
- Регистрационные методы (проверка всех обязательных документов — например, проверка исполнения требований пожарной или санитарно-эпидемиологической безопасности, проверка документов об образовании и квалификации персонала, оценка книги отзывов и т. д.);
- Органолептические методы (проверка санитарной чистоты помещений общепита, торговых точек или санаториев);
- Социологические методы (разговор с клиентами с целью получения отзывов);
- Экспертные методы (наиболее часто используемые при сертификации — непосредственное присутствие эксперта при оказании услуги);
- Инструментальные методы (оценке подвергается вещь, прошедшая ремонт, чистку или покраску).
Выданный предприятию сертификат о соответствии качества услуг содержит сведения о квалификации специалистов, гарантии чистоты помещения, нюансах работы компании. Организация, получившая такой сертификат, обязана будет и дальше следовать тем критериям качества, что были установлены экспертами для ее работы, тем самым, обеспечивая потребителю безопасные и качественные услуги.
195