Фз о специальной оценке условий труда
Федеральный закон № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» вступил в силу с 1 января 2014 года и ознаменовал одно из самых крупных изменений в сфере охраны труда за последнее время. Аттестация рабочих мест, к которой работодатели привыкли еще с советских времен, сменилась проведением специальной оценки условий труда, жестко регламентированным законодательно и предъявляющим к рабочим местам, рабочему графику и общим рабочим условиям определенные требования.
Тем не менее, применять ФЗ о специальной оценке условий труда на практике и правильно использовать его в действии до сих пор способны не все работодатели и не все инспекторы, занимающиеся охраной труда.
Особенности Федерального закона № 426-ФЗ
- Методика проведения спецоценки условий труда утверждена непосредственно Министерством. Работодатель никак не может повлиять на способы ее проведения и, соответственно, не может поставить при специальной оценке свои условия.
- Специальной оценке условий труда подлежат все рабочие места в организации, за исключением дистанционных и надомных работников.
- Сама процедура проведения спецоценки возлагается на плечи аккредитованного органа по охране труда и созданной аттестационной комиссии, в составе которой присутствуют представители организации, работодателя и контролирующего органа. Таким образом, специальная оценка проводится независимо, и закрывать глаза на выявленные недочеты ни работодатель, ни проверяющие инстанции не могут.
- ФЗ-426 вносит определенные финансовые корректировки в ТК РФ и в КоАП РФ. Устанавливаются тарифы страховых взносов и административных штрафов, положенных к выплате. В первом случае учитываются интересы сотрудников, занятых на опасных производствах и обладающих правом получения определенных финансовых льгот, во втором — интересы всех сотрудников, чьи права на безопасные и должным образом оснащенные рабочие места оказываются нарушены.
- Важным пунктом закона является статья 27, в соответствии с которой провести спецоценку условий труда по новым правилам работодатели обязаны в срок до декабря 3 года, вне зависимости от того, как давно была проведена последняя аттестация рабочих мест.
Таким образом, преимуществами, которые предоставляет новый закон, являются независимость и единообразие проведения оценки условий труда для организаций различного профиля. Это существенно облегчает работу инспекторам труда и четко разграничивает возможности, права и обязанности как самого работодателя, так и сотрудников.
Тем не менее, несмотря на закон о спецоценке, в организациях промышленного профиля первоочередное значение имеет другой нормативно-правовой акт: ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».
Закон 116-ФЗ «О промышленной безопасности»
В какой-то степени федеральный закон 116-ФЗ «О промышленной безопасности» также относится к условиям труда и также призван обеспечивать безопасность сотрудников. Однако область его действия уже и специфичнее, и основным объектом применения этого закона являются не люди, а документы и механизмы, и их безопасное функционирование.
Закон, принятый еще в июле 1997 года, определяет само понятие опасного производственного объекта, область его деятельности (ст.6), требования к работе технических устройств (ст.7).
В соответствии с законом № 116-ФЗ работодатель та же, как и в случае с документами об охране труда, обязан обеспечить сотрудникам оборудованные и безопасные условия труда по нормативным требованиям. Однако ведомство, ответственное за обеспечение функционирования этого закона, иное. Проведение спецоценки условий труда регулируется органами Роструда. Обеспечение проверок промышленной безопасности лежит в зоне ответственности Ростехнадзора.
Права работников и работодателей
На сегодняшний день законодательство выдвинуло на передний план заботу о безопасности рабочих и регулирование нормативно-правовых отношений между работодателем и сотрудниками, и в этом есть несомненные плюсы. Статистика производственного травматизма и внештатных ситуаций, произошедших на рабочих местах, все еще оставляет желать лучшего, но, тем не менее, постоянные усовершенствования законов и нормативов вселяют надежду на улучшение условий и облегчение взаимодействия как для руководителей организаций и их подчиненных, так и для инспекционных органов.
248