с 09:00 до 18:00:
Телефон
8 495 246-04-43
По России бесплатно:
Телефон
8 800 333-25-40
Обратный звонок
info@centrattek.ru info@centrattek.ru
Дербеневская наб., д. 11, корп. А
Карта Ваш город: Город:  Москва
Поиск
На сайт компании
arrow-right

Специальная оценка условий труда (СОУТ)

Картинка Специальная оценка условий труда (СОУТ)
Представляем Вашему вниманию текст Федерального закона № 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда".
  1. 1. Специальная оценка условий труда проводится юридическими лицами, аккредитованными на право проведения специальной оценки условий труда, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об аккредитации.

 

 

 

Представляем Вашему вниманию текст Федерального закона № 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" , который вступит в силу с 01.01.2014 года.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

«О СПЕЦИАЛЬНОЙ ОЦЕНКЕ УСЛОВИЙ ТРУДА»

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона

1. Предметом регулирования настоящего Федерального закона являются отношения, возникающие в сфере охраны труда в связи с осуществлением специальной оценки условий труда и реализацией обязанностей работодателя по обеспечению безопасности работников в процессе трудовой деятельности, а также прав работников на рабочие места, соответствующие требованиям охраны труда.

2. Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые и организационные основы проведения специальной оценки условий труда, порядок проведения специальной оценки условий труда, определяет правовое положение, права и обязанности участников специальной оценки условий труда.

Статья 2. Законодательство Российской Федерации о специальной оценке условий труда

1. Законодательство Российской Федерации о специальной оценке условий труда состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

2. Положения федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, касающиеся сферы применения настоящего Федерального закона, применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.

3. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора.

Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

1) условия труда - совокупность факторов производственной среды и трудового процесса;

2) вредные условия труда - условия труда, характеризующиеся наличием производственных факторов и факторов трудового процесса, уровни которых превышают гигиенические нормативы и оказывающие неблагоприятное воздействие на организм работника;

3) допустимые условия труда

4) аналогичные рабочие места - рабочие места, которые характеризуются совокупностью следующих признаков: профессии или должности одного наименования; выполнение одних и тех же профессиональных обязанностей при ведении однотипного технологического процесса в одинаковом режиме работы; использование однотипного производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья; работа в одном или нескольких однотипных помещениях или на открытом воздухе; использование однотипных систем вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения; одинаковое расположение объектов (производственное оборудование, транспортные средства и т.п.) на рабочем месте; одинаковый перечень идентифицированных опасностей; одинаковая обеспеченность и защищенность средствами индивидуальной защиты.

5) опасность - источник, ситуация или действие, которые способны нанести вред работнику в виде травм или ухудшения состояния здоровья или их сочетания; наличие опасностей на рабочем месте является причиной (источником) риска для работников. Она может быть охарактеризована путем определения ее природы или вида ожидаемого ущерба, например: механические опасности - опасность падения, опасность раздавливания, опасность укола, опасность пореза, электрические опасности: опасность электрического шока; термические опасности: опасность ожога, опасность теплового удара, и т.д., или видом возникающей опасной ситуации, имеющей потенциальные негативные последствия для здоровья и (или) безопасности, например, опасность, связанная с неожиданным (непредусмотренным) перемещением груза, или при сходе с рельс и др.

6) Гигиенические нормативы условий труда (ПДК, ПДУ) - это уровни вредных факторов рабочей среды, которые при ежедневной (кроме выходных дней) работе в течение 8 ч, но не более 40 ч в неделю, в течение всего рабочего стажа не должны вызывать заболеваний или отклонений в состоянии здоровья, обнаруживаемых современными методами исследований, в процессе работы. Соблюдение гигиенических нормативов не исключает нарушения состояния здоровья у лиц с повышенной чувствительностью.

7) Идентификация опасностей - это признание того, что предварительно выявленные на рабочем месте источники, ситуации или действия существуют и соответствуют опасностям, имеющихся в Классификаторе опасностей.

8) Классификатор опасностей - типовой перечень опасностей (опасности, производственные факторы, опасные ситуации - действия, связанные с возможностью травмирования и (или) ухудшения состояния здоровья), представленный в систематизированной (табличной) форме на основе единой классификации и актуализируемый в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

9) Критерии оценки условий труда - это показатели, характеризующие степень отклонений параметров факторов производственной среды и трудового процесса от действующих гигиенических нормативов.

10) Опасность - источник, ситуация или действие, которые способны нанести вред работнику в виде травм или ухудшения состояния здоровья или их сочетания.

11) Производственный контроль условий труда - мониторинг факторов производственной среды (химических, биологических и физических) на соответствие санитарным правилам и гигиеническим нормативам, определяющим требования к уровню воздействия производственных факторов на рабочих местах.

12) Профессиональный риск - вероятность причинения вреда здоровью в результате воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов при исполнении работником обязанностей по трудовому договору или в иных случаях, установленных настоящим Кодексом, другими федеральными законами (статья 209 Трудового Кодекса Российской Федерации от 30.12.2001 №197-ФЗ).

13) Риск - сочетание вероятности нанесения ущерба и тяжести этого ущерба; риск тем больше, чем больше возможный размер ущерба и (или) выше вероятность наступления ущерба.

14) Уровень профессионального риска - количественная характеристика профессионального риска работника или работодателя.

Статья 4. Цели специальной оценки условий труда

Специальная оценка условий труда осуществляется в целях:

выявления и идентификации опасностей на рабочих местах;

оценки соответствия условий труда на рабочих местах требованиям охраны труда;

мониторинга условий труда на рабочих местах с вредными и (или) опасными условиями труда;

установление работникам, занятым на рабочих местах с вредными и (или) опасными условиями труда, гарантий и компенсаций, предусмотренным трудовым законодательством;

освобождения работодателей от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации по дополнительным тарифам.

 

Статья 5. Права и обязанности работодателя в связи с проведением специальной оценки условий труда

 

1. Обязанности по обеспечению проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя.

2. В связи с проведением специальной оценки условий труда работодатель обязан:

а) содействовать организации, проводящей специальную оценку условий труда в своевременном и полном проведении специальной оценки условий труда;

б) предоставлять организации, проводящей специальную оценку условий труда, необходимую информацию и документацию;

в) давать по запросу организации, проводящей специальную оценку условий труда, разъяснения в устной и письменной форме по вопросам, относящимся к целям специальной оценки условий труда;

г) запрашивать необходимые для проведения специальной оценки условий труда сведения у третьих лиц;

д) не предпринимать преднамеренных действий, направленных на сужение круга вопросов, подлежащих анализу и оценке при проведении специальной оценки условий труда, а также на сокрытие (ограничение доступа) к информации и документации по вопросам, относящимся к целям специальной оценки условий труда, запрашиваемых организацией, проводящей специальную оценку условий труда;

е) обеспечить личное участие работника в проведении специальной оценки условий труда на его рабочем месте;

ж) обеспечить ознакомление работника с результатами специальной оценки условий труда на его рабочем месте;

з) давать работнику необходимые разъяснения по вопросам проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте;

и) использовать результаты специальной оценки условий труда для реализации мероприятий, направленных на улучшение условий труда работников, снижение уровня профессионального риска.

3. В связи с проведением специальной оценки условий труда работодатель вправе:

а) требовать от организации, проводящей специальную оценку, документального подтверждения аккредитации на право проведения специальной оценки условий труда;

б) требовать от организации, проводящей специальную оценку условий труда, проведения измерений и оценок в соответствии с действующими нормативными правовыми актами.

Статья 6. Права и обязанности работника в связи с проведением специальной оценки условий труда

 

1. В связи с проведением специальной оценки условий труда каждый работник имеет право на:

личное участие в проведении специальной оценки условий труда на его рабочем месте;

ознакомление с результатами специальной оценки условий труда на его рабочем месте;

обращение к работодателю (его представителю) за получением разъяснений по вопросам проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте;

обжалование результатов специальной оценки условий труда на его рабочем месте в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, иными законодательными актами Российской Федерации.

2. Работник обязан принимать участие в выявлении и идентификации опасностей при проведении специальной оценки условий труда на его рабочем месте.

Статья 7. Права и обязанности организации, осуществляющей специальную оценку условий труда

1. Организация, осуществляющая специальную оценку условий труда, обязана:

иметь полученную в установленном порядке аккредитацию на право проведения специальной оценки условий труда;

не приступать к проведению специальной оценки условий труда (отказываться от проведения специальной оценки условий труда) в случае непредставления работодателем необходимой документации или отказа работодателя обеспечить требуемые нормативной документацией условия проведения измерений и оценок.

определять методы проведения измерений и оценок на основе действующих нормативных правовых актов, а также количественный и персональный состав специалистов, проводящих измерения и оценку;

исследовать в полном объеме документацию, связанную с организацией работы по обеспечению требований охраны труда у работодателя, на рабочих местах которого проводится специальная оценка условий труда;

представлять по требованию работодателя обоснования выводов, сделанных ею по результатам специальной оценки условий труда.

2. Организация, осуществляющая специальную оценку условий труда, вправе запрашивать и получать у работодателя (его представителя) разъяснения по возникшим в ходе специальной оценки условий труда вопросам.

Статья 8. Применение результатов специальной оценки условий труда

1. Результаты специальной оценки условий труда применяются в целях:

разработки и реализации мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда;

информирования работников об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и полагающихся работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, компенсациях;

обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, а также средствами коллективной защиты;

контроля за состоянием условий труда на рабочих местах;

подготовки контингентов и поименного списка лиц, подлежащих обязательным предварительным (при поступлении на работу) и периодическим (в течение трудовой деятельности) медицинским осмотрам (обследованиям) работников;

установления работникам, занятым на рабочих местах, на которых по результатам специальной оценки условий труда установлены вредные и (или) опасные условия труда, сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда;

расчета скидок (надбавок) к страховому тарифу в системе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

освобождения работодателей от уплаты страховых взносов в Пенсионный Фонд Российской Федерации по дополнительным тарифам.

подготовки статистической отчетности об условиях труда;

решения вопроса о связи заболевания с профессией при подозрении на профессиональное заболевание, а также при установлении диагноза профессионального заболевания;

рассмотрения вопросов и разногласий, связанных с обеспечением безопасных условий труда работников;

санитарно-бытового и медицинского обеспечения работников в соответствии с требованиями охраны труда;

обоснования ограничений труда для отдельных категорий работников;

обоснования планирования и финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда у работодателя, в том числе за счет средств на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

сбора и обработки информации о состоянии условий и охраны труда у работодателей.

Глава 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ УСЛОВИЙ ТРУДА

Статья 9. Общие положения

1. Специальную оценку условий труда проводят совместно работодатель и организация, проводящая специальную оценку условий труда, привлекаемая работодателем для выполнения работ по специальной оценке условий труда на основании договора гражданско-правового характера.

2. Работодатель вправе привлечь для выполнения работ по специальной оценке условий труда несколько организаций, проводящих специальную оценку условий труда. При этом между аккредитованными организациями работа по специальной оценке условий труда может быть распределена как по количеству рабочих мест, подлежащих оценке, так и по видам работ, выполняемых на данных рабочих местах.

3. Специальная оценка условий труда осуществляется в виде единого комплекса последовательно выполняемых процедур:

1) подготовка к проведению специальной оценки условий труда;

2) выявление и идентификация опасностей на рабочих местах;

3) оценка профессионального риска на рабочих местах, включающая оценку соответствия идентифицированных опасностей гигиеническим нормативам и количественную оценку риска травмирования;

4) оценка защищенности работников СИЗ;

5) интегральная оценка профессионального риска на рабочем месте;

6) оценка уровня индивидуального профессионального риска работника;

7) оценка уровня профессионального риска работодателя как усредненного значения индивидуальных профессиональных рисков всех работников;

8) мониторинг условий труда на рабочих местах работников.

Статья 10. Порядок подготовки к проведению специальной оценки условий труда

1. Для организации и проведения специальной оценки условий труда работодателем создается комиссия по проведению специальной оценки условий труда, а также определяется график проведения работ по специальной оценке условий труда.

2. В состав комиссии по проведению специальной оценки условий труда включаются представители работодателя, специалист по охране труда, представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при наличии), представители организации, осуществляющей специальную оценку условий труда.

В качестве представителей работодателя в состав комиссии по проведению специальной оценки условий труда могут включаться руководители структурных подразделений работодателя, юристы, специалисты по кадрам, специалисты по труду и заработной плате, главные специалисты работодателя, медицинские работники и иные работники.

3. При проведении специальной оценки условий труда в организациях, отнесенных в соответствии с действующим законодательством к микропредприятиям и малому бизнесу, в состав комиссии по проведению специальной оценки условий труда включаются работодатель (его представитель), представитель организации, осуществляющей специальную оценку условий труда, представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при наличии), специалист по охране труда (лицо, назначенное ответственным за организацию работ по охране труда приказом (распоряжением) работодателя) либо представители организации или специалист, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору для осуществления функций службы охраны труда (специалиста по охране труда).

4. В качестве представителей организации, осуществляющей специальную оценку условий труда, в состав комиссии включаются эксперты, аттестованные в порядке, установленном настоящим федеральным законом.

5. Возглавляет комиссию по проведению специальной оценки условий труда представитель работодателя.

6. Состав комиссии по проведению специальной оценки условий труда, а также график проведения работ по специальной оценке условий труда утверждаются приказом (распоряжением) работодателя.

7. Комиссия по проведению специальной оценки условий труда до начала работ по специальной оценке условий труда составляет перечень рабочих мест, подлежащих специальной оценке условий труда, с выделением аналогичных рабочих мест.

Статья 11. Идентификация опасностей на рабочих местах

1. Процедура выявления и идентификации опасностей на рабочих местах реализуется комиссией по специальной оценке условий труда при непосредственном участии работников, на рабочих местах которых она проводится.

2. Процедуры выявления и идентификации опасностей проводятся на всех рабочих местах, включенных в перечень рабочих мест.

3. При выявлении и идентификации опасностей должны учитываться опасности, возникновение которых возможно в связи с несоблюдением требований по безопасному производству работ и эксплуатации машин и механизмов, содержащихся в нормативных правовых актах по охране труда.

4. Идентифицированные опасности заносятся в реестр идентифицированных опасностей.

5. Для опасностей, идентифицированных как опасности для здоровья, определяется необходимость проведения инструментальных и (или) лабораторных измерений для оценки их соответствия гигиеническим нормативам и установления класса условий труда в рамках специальной оценки условий труда.

6. Перечень факторов производственной среды и трудового процесса, при наличии которых необходимо проведение инструментальных и (или) лабораторных измерений и оценок факторов трудового процесса формируется исходя из выполнения одного из следующих условий:

1) используемое производственное оборудование, сырье и материалы, являются источниками вредных и (или) опасных производственных факторов, при наличии которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), перечень которых утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения;

2) имеются результаты ранее проводившихся измерений и оценок, свидетельствующих о вредном воздействии фактора и (или) среднем или высоком риске данной опасности;

3) на рабочем месте выявлен хотя бы один случай травмирования и (или) установления профессионального заболевания, связанного с воздействием данного фактора производственной среды и трудового процесса;

4) имеются предложения работников на проведение измерений и оценок факторов производственной среды и трудового процесса.

7. Инструментальные и (или) лабораторные измерения и (или) оценки не проводятся в случае, если осуществление указанных измерений и оценок угрожает безопасности экспертов организации, выполняющих измерения и (или) оценки.

Статья 12. Оценка соответствия идентифицированных опасностей гигиеническим нормативам на рабочем месте

1. Оценка соответствия идентифицированных опасностей гигиеническим нормативам на рабочем месте проводится экспертами организации, осуществляющей специальную оценку условий труда, в присутствии представителей работодателя.

2. Оценка соответствия факторов производственной среды и трудового процесса гигиеническим нормативам осуществляется путем проведения измерений и (или) оценок уровней их воздействия в ходе осуществления штатных производственных (технологических) процессов и (или) штатной деятельности организации. Результаты измерения и (или) оценки оформляются протоколом.

3. При проведении измерений и (или) оценок должны использоваться методы, предусмотренные действующими нормативными актами, а также поверенные в установленном порядке средства измерения.

4. Результаты оценки соответствия факторов производственной среды и трудового процесса гигиеническим нормативам в виде классов условий труда заносятся в карту специальной оценки условий труда.

5. При отнесении условий труда на рабочем месте к опасным условиям труда работодателем незамедлительно разрабатывается и реализуется комплекс мер, направленных на снижение уровня воздействия опасных факторов производственной среды и трудового процесса либо на уменьшение времени их воздействия.

Статья 13. Оценка профессионального риска на рабочем месте

1. Оценка профессиональных рисков от идентифицированных на рабочем месте опасностей проводится экспертами организации, проводящей специальную оценку условий труда, при участии руководителей структурных подразделений работодателя, на рабочих местах которых она проводится.

2. Уровень профессионального риска на рабочем месте определяется экспертами организаций, проводящих специальную оценку условий труда.

3. В зависимости от величины и значимости профессиональные риски подразделяются на три степени:

1) низкие - определение;

2) средние - определение;

3) высокие - определение.

4. Результаты оценки профессионального риска идентифицированных опасностей, указанных в Реестре идентифицированных опасностей, за исключением опасностей, соответствующих группам производственных факторов и факторов трудового процесса, заносятся в Протокол оценки профессионального риска на рабочем месте, форма которого утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

5. Результаты оценки профессионального риска идентифицированных опасностей, соответствующих группам производственных факторов и факторов трудового процесса, заносятся в Карту специальной оценки условий труда работников, форма которой утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

6. Общая оценка профессионального риска на рабочем месте, включая опасности, соответствующие группам производственных факторов и факторов трудового процесса, соответствует наивысшему профессиональному риску идентифицированных на рабочем месте опасностей. Результат общей оценки профессионального риска отражается в Карте специальной оценки условий труда работников.

Статья 14. Оценка защищенности работников средствами индивидуальной защиты

1. Оценка защищенности работников СИЗ проводится экспертами аккредитованной организации, проводящей специальную оценку условий труда, при участии руководителей структурных подразделений работодателя, на рабочих местах которых она проводится.

2. Оценка защищенности работников СИЗ проводится при наличии результатов оценки соответствия идентифицированных опасностей гигиеническим нормативам и оценки профессионального риска на рабочих местах, на которых предусмотрена выдача СИЗ в соответствии с типовыми нормами бесплатной выдачи работникам СИЗ и (или) по результатам оценки профессионального риска.

3. При оценке защищенности работников СИЗ дополнительно может быть проведена оценка эффективности выданных работнику СИЗ.

4. При проведении оценки эффективности выданных работнику СИЗ и установлении соответствия по показателям эффективного использования СИЗ, признается, что на рабочем месте эффективно используются средства индивидуальной защиты.

При эффективном использовании средств индивидуальной защиты оценка условий труда и оценка профессионального риска идентифицированных опасностей, для которых установлено соответствие по показателям эффективного использования СИЗ, может быть снижена на одну ступень. Оценка условий труда и профессионального риска идентифицированных опасностей при эффективном использовании СИЗ определяется нормативными правовыми актами Федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

5. Оценка защищенности работников СИЗ оформляется Протоколом оценки защищенности работников СИЗ на рабочем месте.

6. Результат комплексной оценки защищенности работников СИЗ, включающей оценку по обеспеченности работников СИЗ, защищенности работников СИЗ, оценки выданных работнику СИЗ отражается в Карте специальной оценки условий труда работников.

Статья 15. Интегральная оценка профессионального риска на рабочем месте

1. Интегральная оценка профессионального риска на рабочем месте осуществляется в порядке проведения процедуры интегральной оценки профессионального риска на рабочем месте в соответствии со Стандартом.

2. Результат интегральной оценки профессионального риска на рабочем месте отражается в Карте.

Статья 16. Оценка уровня профессионального риска работника (индивидуального профессионального риска работника)

1. Оценка уровня профессионального риска работника (индивидуального профессионального риска работника) осуществляется в порядке проведения процедуры оценки уровня профессионального риска работника в соответствии со Стандартом.

2. Оценка уровня профессионального риска работника (индивидуального профессионального риска работника) проводится ежегодно в рамках процедуры мониторинга условий труда на рабочих местах работников с учетом следующих показателей:

1) интегральной оценки профессионального риска на рабочем месте - ИОПР;

2) состояния здоровья работника (З);

3) возраста работника (В);

4) трудового стажа работника во вредных и (или) опасных условиях труда (С);

5) травматизма на рабочем месте (ПТ);

6) профессиональной заболеваемости на рабочем месте (ПЗ).

3. Результат оценки уровня профессионального риска работника (ИПР), как одно-числовое значение, зависящее от оценки величины и степени профессионального риска, состояния здоровья работника, возраста и стажа работника во вредных и (или) опасных условиях труда отражается в Карте.

Статья 17. Оценка уровня профессионального риска работодателя

1. Оценка уровня профессионального риска работодателя (УПР) осуществляется в соответствии со Стандартом.

2. Оценка уровня профессионального риска работодателя проводится ежегодно в рамках процедуры мониторинга условий труда на рабочих местах работников.

3. Величина уровня профессионального риска работодателя, отражается в Сводной таблице показателей уровней профессионального риска работников и уровня профессионального риска работодателя (далее - Сводная таблица), форма которой утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Статья 18. Мониторинг условий труда на рабочих местах работников

1. Мониторинг условий труда на рабочих местах работников включает в себя:

1) производственный контроль условий труда и оценку уровней профессиональных рисков на рабочем месте;

2) оценку уровня профессионального риска работников;

3) оценку уровня профессионального риска работодателя.

2. Мониторинг условий труда на рабочих местах работников должен проводиться ежегодно в объеме, отраженном в программе организации и проведения производственного контроля условий труда, разработанной по результатам оценки условий труда и уровней профессиональных рисков на рабочих местах работников.

3. Результаты оценки уровня профессионального риска, включая инструментальные и (или) лабораторные измерения и (или) оценки факторов производственной среды и трудового процесса, на рабочем месте оформляются соответствующими протоколами.

4. В рамках процедуры мониторинга условий труда на рабочем месте работников проводится внеплановая оценка профессионального риска на рабочих местах, которая обязана осуществляться работодателем в следующих случаях:

1) ввод в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест;

2) по результатам отрицательного заключения, представленного государственной экспертизой условий труда;

3) по предписанию государственного инспектора труда.

5. Работодатель обязан провести мониторинг условий труда на рабочих местах работников, на которых:

1) реализованы мероприятия по снижению уровня профессионального риска;

2) осуществлена замена производственного оборудования;

3) осуществлены изменения технологического процесса;

4) произошли изменения в обеспечении работников средствами индивидуальной и коллективной защиты.

6. Мониторинг условий труда на рабочих местах работников проводится в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.

7. Результаты мониторинга условий труда на рабочих местах работников оформляются в соответствии с требованиями раздела __ настоящего Федерального закона.

Статья 19. Требования к оформлению результатов специальной оценки условий труда

1. Результаты специальной оценки условий труда работодателя оформляются комиссией по проведению специальной оценки условий труда в виде отчета, который включает в себя:

1) приказ (распоряжение) работодателя о создании комиссии по проведению специальной оценки условий труда и утверждении графика проведения работ по специальной оценке условий труда;

3) перечень рабочих мест, на которых необходимо провести специальную оценку условий труда;

4) реестр идентифицированных опасностей, подлежащих оценке профессионального риска;

5) карты специальной оценки условий труда работников с приложением протоколов инструментальных и (или) лабораторных измерений и оценок, протоколов оценки уровня профессионального риска на рабочем месте и протоколов оценки защищенности работников средствами индивидуальной защиты на рабочем месте;

6) сводную таблицу классов условий труда;

7) сводную таблицу показателей уровней профессионального риска работников и уровня профессионального риска работодателя;

8) сводную ведомость результатов оценки условий труда и оценки профессионального риска;

9) перечень мер по снижению уровней профессиональных рисков и мероприятий по улучшению условий труда;

10) протоколы заседаний комиссии по проведению специальной оценки условий труда по результатам специальной оценки условий труда рабочих мест по условиям труда, включая результаты специальной оценки условий труда, проводимых в рамках мониторинга условий труда на рабочем месте работников, а также итогового протокола заседания комиссии по проведению специальной оценки условий труда;

11) сведения об аккредитованной организации с приложением копий документов на право проведения инструментальных и (или) лабораторных измерений и оценок аккредитованной организацией (аттестат аккредитации с приложением, устанавливающим область аккредитации испытательной лаборатории; копии уведомления о включении в реестр аккредитованных организаций);

12) программу организации и проведения производственного контроля условий труда, проводимого в рамках ежегодного мониторинга условий труда на рабочих местах работников;

13) заключения по итогам проведения государственной экспертизы результатов специальной оценки условий труда (при наличии);

14) предписания должностных лиц о выявленных нарушениях требований настоящего федерального закона (при наличии).

Статья 20. Особенности проведения специальной оценки условий труда на отдельных рабочих местах

1. Оценка соответствия факторов производственной среды и трудового процесса гигиеническим нормативам на аналогичных рабочих местах производится на основании данных, полученных при оценке соответствия факторов производственной среды и трудового процесса на 20% таких рабочих мест от общего числа рабочих мест (но не менее двух). При выявлении хотя бы одного рабочего места, не отвечающего признакам аналогичности, оценке подвергаются 100% этих рабочих мест

2. На аналогичные рабочие места заполняется одна карта специальной оценки условий труда работников.

3. Условия труда, а также меры по снижению уровней профессионального риска и мероприятия по их улучшению, установленные хотя бы для одного рабочего места из числа 20% аналогичных рабочих мест, являются едиными для всех аналогичных рабочих мест.

4. Специальная оценка условий труда на рабочих местах с территориально меняющимися рабочими зонами (далее - нестационарные рабочие места), где рабочей зоной считается часть рабочего места, оснащенная необходимыми средствами производства, в которой один или несколько работников выполняют сходную по характеру работу или операцию, проводится путем предварительного определения типичных технологических операций со стабильным набором производственных факторов и последующей оценки этих операций. Время выполнения каждой операции определяется экспертным путем (на основании локальных нормативных актов), путем опроса работников и их непосредственных руководителей.

Статья 21. Утверждение результатов специальной оценки условий труда и передача данных в орган исполнительной власти

1. Завершение работ и утверждение результатов специальной оценки условий труда, а также результатов мониторинга условий труда на рабочих местах работников, осуществляется путем издания приказа работодателя о завершении работ и утверждении результатов специальной оценки условий труда или о завершении работ и утверждении результатов мониторинга условий труда на рабочих местах работников.

2. После завершения работ по специальной оценке условий труда, а также по проведению мониторинга условий труда на рабочих местах работников, работодатель организует процедуру ознакомления работников под роспись с результатами специальной оценки условий труда и (или) мониторинга условий труда.

3. После завершения работ по специальной оценке условий труда или мониторинга условий труда на рабочих местах работников работодатель ежегодно до 1 марта каждого календарного года на бумажном и электронном носителях направляет Сводную таблицу классов условий труда, оценок профессионального риска и компенсаций, которые необходимо устанавливать работникам, Сводную таблицу показателей уровней профессионального риска работников и уровня профессионального риска работодателя, Сводную ведомость результатов оценки условий труда и оценки профессионального риска, а также Сведения об аккредитованной организации в государственную инспекцию труда в субъекте Российской Федерации.

4. Документы, указанные в пункте 3 статьи __ настоящего Федерального закона, на электронном носителе передаются в установленном порядке аккредитованной организацией в федеральную систему сбора, обработки и хранения данных до 1 апреля каждого календарного года.

5. Отчеты по специальной оценке условий труда и мониторингу условий труда на рабочих местах работников хранятся у работодателя в течение сроков, установленных законодательством Российской Федерации. Место и порядок хранения отчетов определяет работодатель.

Глава 3. Организации и эксперты, осуществляющие специальную оценку условий труда

1. Специальная оценка условий труда проводится юридическими лицами, аккредитованными на право проведения специальной оценки условий труда, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об аккредитации.

2. В дополнение к требованиям, установленным законодательством Российской Федерации об аккредитации, организация, проводящая специальную оценку условий труда должна соответствовать следующим требованиям:

иметь в штате организации не менее пяти аттестованных экспертов, занятых в организации на постоянной основе;

область аккредитации испытательной лаборатории организации, проводящей специальную оценку условий труда должна включать измерения и оценки следующих факторов производственной среды и трудового процесса:

- температуры воздуха;

- относительной влажности воздуха;

- скорости движения воздуха;

- энергетической освещенности (при оценке интенсивности теплового излучения);

- напряженности электрического поля (промышленная частота 50 Гц);

- напряженности магнитного поля (промышленная частота 50 Гц);

- напряженности электрического поля электромагнитных излучений радиочастотного диапазона;

- напряженности магнитного поля электромагнитных излучений радиочастотного диапазона;

- напряженности электростатического поля;

- интенсивности источников УФ излучения в диапазонах длин волн 200 - 400 нм;

- энергетической освещенности в диапазонах длин волн УФ-А (λ = 400 -315 нм), УФ-В (λ = 315 - 280 нм), УФ-С (λ = 280 - 200 нм);

- энергетической экспозиции Н лазерного излучения;

- мощности амбиентного эквивалента дозы рентгеновского, гамма- и нейтронного излучений;

- плотности потока альфа-излучения;

- плотности потока бета-излучения;

- уровня звука;

- общего уровня звукового давления инфразвука;

- ультразвука воздушного;

- локальной и общей вибрации;

- освещенности рабочей поверхности;

- длительности отрезков времени;

- массовой концентрации вредных веществ в воздухе рабочей зоны;

- расхода воздуха при отборе проб воздуха рабочей зоны;

- массовой концентрации твердых веществ в пробах воздуха рабочей зоны;

- длины пути перемещения груза при оценке тяжести трудового процесса;

- при оценке тяжести трудового процесса: усилия (мышечной силы кисти), массы груза;

организация, осуществляющая специальную оценку условий труда не вправе осуществлять функции надзора (контроля), а также иные функции, осуществление которых может повлечь за собой конфликт интересов.

1. Физическое лицо может быть аттестовано на право проведения экспертных оценок и подготовки заключений в целях специальной оценки условий труда при условии его соответствия следующим требованиям:

1) постоянно проживает в Российской Федерации;

2) не имеет непогашенную или неснятую судимость за совершение умышленного преступления;

3) имеет высшее профессиональное (техническое) образование с последующим прохождением переподготовки или повышением квалификации по специальной оценке условий труда в объеме не менее 72 часов;

4) имеет стаж практической работы не менее трех лет по проведению идентификации опасностей на рабочих местах, оценки факторов производственной среды и трудового процесса, оценки профессиональных рисков, оценки эффективности применяемых на рабочем месте средств индивидуальной защиты;

5) обладает необходимыми знаниями в области трудового законодательства Российской Федерации, законодательства Российской Федерации о техническом регулировании, нормативных, технических, методических, руководящих и иных документов, регламентирующих вопросы проведения специальной оценки условий труда;

6) не состоит в гражданско-правовых и трудовых отношениях с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, на рабочих местах которых проводится специальная оценка условий труда, и не является аффилированным лицом таких лиц.

2. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, проводит аттестацию физических лиц на право проведения экспертных оценок и подготовки заключений в целях специальной оценки условий труда и по итогам этой аттестации выдает квалификационные аттестаты на право проведения экспертных оценок и подготовки заключений в целях специальной оценки условий труда либо принимает решение об отказе в выдаче таких квалификационных аттестатов с указанием причин принятого решения.

3. В целях проведения проверки знании физических лиц, претендующих на аттестацию, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, создается аттестационная комиссия в составе председателя, заместителя (заместителей) председателя, секретаря и членов комиссии. Состав аттестационной комиссии и положение о ней утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

4. Форма квалификационного аттестата на право проведения экспертных оценок и подготовки заключений в целях специальной оценки условий труда устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

5. Квалификационный аттестат на право проведения экспертных оценок и подготовки заключений в целях специальной оценки условий труда действует на всей территории Российской Федерации.

6. Срок действия квалификационного аттестата на право проведения экспертных оценок и подготовки заключений в целях специальной оценки условий труда составляет пять лет. Физическое лицо вправе обратиться в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с заявлением о продлении срока действия квалификационного аттестата на право проведения экспертных оценок и подготовки заключений в целях специальной оценки условий труда.

7. Порядок аттестации, переаттестации на право проведения экспертных оценок и подготовки заключений в целях специальной оценки условий труда, в том числе порядок продления срока действия квалификационного аттестата на право проведения экспертных оценок и подготовки заключений в целях специальной оценки условий труда, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

8. Квалификационный аттестат на право проведения экспертных оценок и подготовки заключений в целях специальной оценки условий труда аннулируется до истечения срока его действия федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, по следующим основаниям:

1) установление факта участия эксперта в специальной оценке условий труда на рабочих местах организации, учредителем (руководителем) которой является эксперт лично или его близкие родственники (родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья и родные сестры, дедушка, бабушка, внуки), супруг;

2) установление факта представления для прохождения аттестации документов, содержащих недостоверные сведения;

3) вступление в законную силу решения уполномоченных органов о привлечении лица, которому выдан квалификационный аттестат, к ответственности за правонарушения в сфере его профессиональной деятельности.

9. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда ведет реестр лиц, аттестованных на право проведения экспертных оценок и подготовки заключений в целях специальной оценки условий труда.

10. В реестре лиц, аттестованных на право проведения экспертных оценок и подготовки заключений в целях специальной оценки условий труда, должны содержаться следующие сведения:

1) фамилия, имя, отчество физического лица, которому выдан квалификационный аттестат на право проведения экспертных оценок и подготовки заключений в целях специальной оценки условий труда;

2) дата выдачи и дата окончания срока действия квалификационного аттестата на право проведения экспертных оценок и подготовки заключений в целях специальной оценки условий труда;

3) направления деятельности эксперта, по которым он может проводить экспертные оценки и осуществлять подготовку заключений в целях специальной оценки условий труда.

11. Сведения, содержащиеся в указанном в пункте настоящей статьи реестре лиц, аттестованных на право проведения экспертных оценок и подготовки заключений в целях специальной оценки условий труда, подлежат размещению на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, в сети «Интернет» и должны быть доступны для ознакомления без взимания платы.

12. Сведения о выдаче квалификационного аттестата на право проведения экспертных оценок и подготовки заключений в целях специальной оценки условий труда, об аннулировании такого квалификационного аттестата вносятся федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, в реестр лиц, аттестованных на право проведения экспертных оценок и подготовки заключений в целях специальной оценки условий труда, не позднее одного дня со дня выдачи, аннулирования квалификационного аттестата.

13. Порядок ведения реестра лиц, аттестованных на право проведения экспертных оценок и подготовки заключений в целях специальной оценки условий труда, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

 

1. Организация, осуществляющая специальную оценку условий труда обязана страховать свою гражданскую ответственность за причинение убытков или имущественного вреда заказчику специальной оценки условий труда и (или) третьему лицу (далее - выгодоприобретатель) вследствие использования результатов специальной оценки условий труда. Запрещается проведение специальной оценки условий труда организацией, гражданская ответственность которой не застрахована.

2. Убытки или имущественный вред, причиненный выгодоприобретателю вследствие использования результатов специальной оценки условий труда, содержащихся в отчете о результатах специальной оценки условий труда, утвержденном аккредитованной организацией, подлежат возмещению в объеме, определенном решением суда, арбитражного суда в соответствии с установленной подведомственностью, третейского суда за счет суммы страхового возмещения, определенной в договоре обязательного страхования гражданской ответственности организации, осуществляющей специальную оценку условий труда.

3. Объектом страхования по договору обязательного страхования гражданской ответственности организации, осуществляющей специальную оценку условий труда являются имущественные интересы, связанные с риском ответственности аккредитованной организации (страхователя) по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда заказчику, заключившему договор на проведение специальной оценки условий труда, и (или) третьим лицам.

4. Страховым случаем по договору обязательного страхования гражданской ответственности является установленный вступившим в законную силу решением суда факт причинения вреда действиями (бездействием) аккредитованной организации в результате нарушения требований законодательства Российской Федерации, регламентирующего порядок проведения специальной оценки условий труда.

5. В случае наступления страхового случая страховщик производит страховую выплату в размере причиненного заказчику и (или) третьему лицу реального вреда, установленном вступившим в законную силу решением арбитражного суда, но не более чем в размере страховой суммы по договору обязательного страхования гражданской ответственности.

6. Договор обязательного страхования гражданской ответственности заключается на срок не менее одного года с условием возмещения вреда, причиненного в период действия договора обязательного страхования гражданской ответственности, в течение срока исковой давности, установленного законодательством Российской Федерации.

7. Сумма страхового возмещения по договору обязательного страхования гражданской ответственности организации, осуществляющей специальную оценку условий труда, не может быть менее чем один миллион рублей.

8. Страховой тариф по договору обязательного страхования гражданской ответственности может определяться страховщиками в зависимости от стажа осуществления деятельности аккредитованной организации, осуществляющей специальную оценку условий труда, количества предыдущих страховых случаев и иных влияющих на степень риска причинения вреда обстоятельств.

9. Договор обязательного страхования гражданской ответственности вступает в силу с момента уплаты страхователем первого страхового взноса, если законодательством Российской Федерации не предусмотрено иное.

10. Выгодоприобретатель, которому по договору обязательного страхования возмещена часть причиненного вреда, вправе требовать от организации, ответственной за причиненный вред, возмещения вреда сверх полученного выгодоприобретателем страхового возмещения. Величина подлежащего возмещению вреда сверх полученного выгодоприобретателем страхового возмещения определяется по правилам главы 59 Гражданского кодекса Российской Федерации.

11. Организация, осуществляющая специальную оценку условий труда, освобождается от возмещения заказчику специальной оценки условий труда и (или) третьему лицу убытков или имущественного вреда в случае:

1) наступления страхового случая вследствие умысла выгодоприобретателя;

2) непредоставления заказчиком (его доверенными лицами, работниками) в установленном порядке сведений, влияющих на результат специальной оценки условий труда, либо предоставление недостоверных сведений.

ГЛАВА. ОРГАНИЗАЦИЯ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА ПРОВЕДЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ УСЛОВИЙ ТРУДА

Статья 24. Органы, уполномоченные на проведение оценки качества проведения специальной оценки условий труда, основания для проведения оценки качества проведения специальной оценки условий труда, права заявителя

Оценка качества проведения специальной оценки условий труда осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда на основании определений судебных органов, обращений органов исполнительной власти, работодателей, объединений работодателей, работников, профессиональных союзов, их объединений, иных уполномоченных работниками представительных органов, органов Фонда социального страхования Российской Федерации.

В случае если заявителем является работник, то оценка качества проведения специальной оценки условий труда проводится в отношении условий труда на его рабочем месте (рабочих местах).

При проведении оценки качества проведения специальной оценки условий труда проверяется также правильность предоставления работникам компенсаций в случае выявления на их рабочих местах вредных и (или) опасных условий труда по результатам специальной оценки условий труда.

Оценка качества проведения специальной оценки условий труда является бесплатной для заявителя.

Заявитель имеет право:

а) получать от органа, уполномоченного на проведение оценки качества проведения специальной оценки условий труда, и должностного лица, в должностные обязанности которого входит проведение указанной оценки (далее - государственный эксперт), разъяснения по порядку проведения указанной оценки;

б) обращаться к государственному эксперту и в орган, уполномоченный на проведение экспертной оценки качества проведения специальной оценки условий труда, с требованием устранения нарушений процедуры экспертной оценки;

в) представлять пояснения, замечания, предложения по вопросам, связанным с проведением экспертной оценки.

Статья 25. Права, обязанности и ответственность органов уполномоченных на проведение оценки качества проведения специальной оценки условий труда

1. Органы, уполномоченные на проведение оценки качества проведения специальной оценки условий труда, обязаны:

а) бесплатно разъяснять по запросам заинтересованных лиц порядок проведения оценки качества проведения специальной оценки условий труда;

б) поручать проведение оценки качества проведения специальной оценки условий труда государственным экспертам;

в) организовывать в установленном порядке подготовку, повышение квалификации и обучение государственных экспертов.

2. В случае непредоставления в полном объеме заявителем документации и материалов для проведения оценки качества проведения специальной оценки условий труда органы, уполномоченные на проведение оценки качества проведения специальной оценки условий труда, вправе самостоятельно запрашивать документацию и материалы, необходимые для ее проведения у работодателя, в государственных и муниципальных органах и организациях.

Статья 26. Права и обязанности лиц, осуществляющих оценку качества проведения специальной оценки условий труда

Лица, осуществляющие экспертную оценку качества проведения специальной оценки условий труда (государственные эксперты), имеют право:

в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, беспрепятственно при наличии удостоверения установленного образца посещать для осуществления экспертной оценки любых работодателей (организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей - физических лиц);

запрашивать и безвозмездно получать необходимые для осуществления экспертной оценки документы и другие материалы;

проводить соответствующие наблюдения, измерения и расчеты с привлечением в случае необходимости исследовательских (измерительных) лабораторий, аккредитованных в порядке, установленном настоящим федеральным законом, иными федеральными законами и иными нормативными актами Российской Федерации.

формулировать особое мнение по результатам экспертной оценки качества проведения специальной оценки условий труда, которое прилагается к заключению.

Лица, осуществляющие экспертную оценку качества проведения специальной оценки условий труда (государственные эксперты), обязаны:

составлять по результатам проведения оценки качества проведения специальной оценки условий труда экспертные заключения о соответствии (несоответствии) сведений в документации и материалах специальной оценки условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда;

обеспечивать объективность и обоснованность выводов, изложенных в заключениях;

обеспечивать сохранность документов и других материалов, полученных для осуществления экспертизы, и конфиденциальность содержащихся в них сведений.

руководствоваться в своей работе требованиями законодательства Российской Федерации;

осуществлять всесторонний, объективный и комплексный анализ документации и материалов, представляемых для проведения оценки качества проведения специальной оценки условий труда, определять их соответствие установленным настоящим законом требованиям;

соблюдать установленные настоящим законом правила и сроки проведения оценки качества проведения специальной оценки условий труда;

обеспечивать сохранность документов и других материалов, полученных для проведения экспертной оценки качества проведения специальной оценки условий труда, и конфиденциальность содержащихся в них сведений.

Государственный эксперт не вправе участвовать в проведении оценки качества проведения специальной оценки условий труда, если ее результаты представляют для него имущественный или иной личный интерес, в том числе, если в подготовке документации, представленной для проведения оценки качества проведения специальной оценки условий труда, участвовали члены его семьи.

Для проведения оценки качества проведения специальной оценки условий труда заявитель направляет в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по вопросам охраны труда заявление о проведении оценки качества проведения специальной оценки условий труда (далее - заявление).

В случае если заявителем является юридическое лицо, заявление подписывается руководителем юридического лица (его уполномоченным представителем) с указанием должности, фамилии и инициалов лица, подписавшего заявление.

Работник подписывает заявление с указанием даты.

К заявлению должны прилагаться документация и материалы, необходимые для оценки качества проведения специальной оценки условий труда, перечень которых утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Статья 28. Рассмотрение заявления об оценке качества проведения специальной оценки условий труда

1. Заявление подлежит регистрации органом, уполномоченным на проведение оценки качества проведения специальной оценки условий труда.

2. Заявление и прилагаемые к нему документация и материалы передаются для проведения оценки качества проведения специальной оценки условий труда условий труда государственному эксперту. Назначение государственного эксперта для проведения оценки качества проведения специальной оценки условий труда осуществляется руководителем органа, уполномоченного на проведение оценки качества проведения специальной оценки условий труда.

Руководитель органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации по вопросам охраны труда вправе создать для проведения оценки качества проведения специальной оценки условий труда экспертную комиссию, в состав которой включаются государственные эксперты.

3. Государственный эксперт (экспертная комиссия) проводит экспертную оценку качества проведения специальной оценки условий труда путем последовательной реализации следующих процедур:

рассмотрение заявления и прилагаемых к нему документации и материалов в целях определения полноты представленных сведений и их достаточности для проведения оценки качества проведения специальной оценки условий труда;

экспертиза представленных заявителем документации и материалов;

проведение (при необходимости) наблюдений, измерений и расчетов с привлечением аккредитованных в установленном порядке исследовательских (измерительных) лабораторий;

составление заключения;

направление заключения заявителю;

внесение сведений о результатах проведенной оценки качества проведения специальной оценки условий труда в реестр выданных заключений, предусмотренный статьей настоящего закона;

передача сведений о проведенной оценке качества проведения специальной оценки условий труда в федеральную систему сбора, обработки и хранения данных.

4. Рассмотрение заявления и прилагаемых к нему документации и материалов в целях определения полноты представленных сведений и их достаточности для проведения оценки качества проведения специальной оценки условий труда осуществляется государственным экспертом (экспертной комиссией) в течение пяти рабочих дней с даты его регистрации органом, уполномоченным на проведение оценки качества проведения специальной оценки условий труда. По результатам рассмотрения государственный эксперт (экспертная комиссия) принимает решение о проведении оценки качества проведения специальной оценки условий труда либо об отказе в ее проведении.

5. Основаниями для отказа в оценки качества проведения специальной оценки условий труда являются:

а) отсутствие в заявлении сведений, предусмотренных статьей настоящего закона;

б) непредставление документации и материалов, необходимых для проведения оценки качества проведения специальной оценки условий труда, если заявителем является работодатель.

Отказ в проведении оценки качества проведения специальной оценки условий труда по другим основаниям не допускается.

6. Мотивированный письменный отказ в проведении оценки качества проведения специальной оценки условий труда по основаниям, указанным в подпунктах «а» и «б» пункта 5 настоящей статьи, направляется заявителю не позднее семи рабочих дней с даты регистрации заявления.

Заявитель после устранения нарушений, указанных в отказе, вправе повторно представить заявление с учетом требований статьи настоящего федерального закона.

В случае если недостатки в представленных заявителем документах, послужившие основанием для отказа, можно устранить без возврата заявления и прилагаемых к нему документации и материалов и заявитель не настаивает на их возврате, орган, уполномоченный на проведение оценки качества проведения специальной оценки условий труда, устанавливает срок для устранения таких недостатков, который не должен превышать 30 календарных дней.

7. Если документация и материалы, необходимые для проведения оценки качества проведения специальной оценки условий труда, не были представлены заявителем, орган, уполномоченный на проведение оценки качества проведения специальной оценки условий труда, запрашивает указанные документацию и материалы у работодателя, в отношении рабочих мест которого проводится оценка качества проведения специальной оценки условий труда.

8. Работодатель в срок не позднее 10 дней с даты поступления запроса органа, уполномоченного на проведение оценки качества проведения специальной оценки условий труда, о предоставлении документации и материалов, необходимых для проведения оценки качества проведения специальной оценки условий труда, направляет запрашиваемые документацию и материалы в указанный орган, либо письменно уведомляет о невозможности их представления с указанием причин.

9. Если указанные в статье настоящего федерального закона документация и материалы находятся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, в подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, участвующих в предоставлении государственных и муниципальных услуг, орган оценки качества проведения специальной оценки условий труда запрашивает документацию и материалы, необходимые для проведения оценки качества проведения специальной оценки условий труда, по межведомственным запросам.

Статья 29. Проведение оценки качества проведения специальной оценки условий труда

1. В случае соответствия заявления требованиям, установленным статьей настоящего федерального закона, государственный эксперт (экспертная комиссия) проводит экспертизу прилагаемых к заявлению документации и материалов.

2. Предметом оценки качества проведения специальной оценки условий труда является анализ соответствия документации и материалов, представленных заявителем и (или) работодателем для проведения оценки качества проведения специальной оценки условий труда, требованиям, установленным настоящим федеральным законом, в том числе в целях обоснования соответствия предоставляемых работникам компенсаций за тяжелую работу, работу с вредными и (или) опасными условиями труда.

3. При оценке качества проведения специальной оценки условий труда, а также правильности предоставления работникам компенсаций за тяжелую работу, работу с вредными и (или) опасными условиями труда, оценке подлежат оформленные в установленном настоящим федеральным законом порядке материалы и документация по результатам специальной оценки по условиям труда, а также документация и материалы, обосновывающие и устанавливающие следующие виды компенсаций:

сокращенная продолжительность рабочего времени;

ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск;

повышенный размер оплаты труда.

4. Государственный эксперт (экспертная комиссия) анализирует и оценивает качество специальной оценки условий труда, включая соответствие проведения и оформления ее результатов настоящему федеральному закону, а также правильность предоставления компенсаций, установленных работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда.

6. Срок проведения оценки качества проведения специальной оценки условий труда определяется в зависимости от трудоемкости экспертных работ с учетом объема представленных для проведения оценки качества проведения специальной оценки условий труда документации и материалов, но не должен превышать 30 календарных дней со дня регистрации заявления. В случае необходимости запроса дополнительной документации и материалов, проведения дополнительных измерений руководитель органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации по вопросам охраны труда, либо должностное лицо, уполномоченное таким руководителем, вправе продлить срок проведения оценки качества проведения специальной оценки условий труда не более чем на 30 календарных дней, уведомив о продлении срока заявителя. Если завершить государственную экспертизу условий труда в установленные сроки не представляется возможным в связи с проведением (при необходимости) наблюдений, измерений и расчетов с привлечением аккредитованных в установленном порядке исследовательских (измерительных) лабораторий, сроки оценки качества проведения специальной оценки условий труда устанавливаются по согласованию с привлекаемыми организациями.

7. По результатам оценки качества проведения специальной оценки условий труда государственным экспертом (экспертной комиссией) составляется заключение.

8. По результатам проведенной оценки качества проведения специальной оценки условий труда в заключении излагаются обоснованные выводы о соответствии либо несоответствии условий труда на рабочих местах, в отношении которых проводилась оценка качества проведения специальной оценки условий труда, государственным нормативным требованиям охраны труда.

9. Заключение должно быть объективным и аргументированным. Результаты оценки качества проведения специальной оценки условий труда и выводы государственного эксперта (экспертной комиссии) должны излагаться подробно и сопровождаться ссылками на конкретные требования действующих законодательных и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Заключение составляется в двух экземплярах, подписывается государственным экспертом (членами экспертной комиссии) и утверждается руководителем органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации по вопросам охраны труда (уполномоченным им должностным лицом).

10. Если члены экспертной комиссии не пришли к единому мнению, то каждый из них имеет право изложить в письменной форме особое мнение для рассмотрения руководителем органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации по вопросам охраны труда.

11. Не позднее трех рабочих дней с момента утверждения заключения руководителем органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации по вопросам охраны труда один экземпляр заключения выдаётся на руки заявителю (его полномочному представителю) или отправляется заказным письмом с уведомлением о вручении.

12. Руководитель органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации по вопросам охраны труда направляет копии заключения работодателю (в случае, если работодатель не являлся заявителем) и аттестующей организации, а также при наличии запроса направляет копии заключений органам исполнительной власти, в профессиональные союзы и их объединения, организации, оказывающие услуги в области охраны труда, саморегулируемые организации, объединяющие организации, оказывающие услуги в области охраны труда.

14. Документация и материалы, представленные для проведения оценки качества проведения специальной оценки условий труда, могут быть направлены повторно для проведения указанной оценки после устранения недостатков, указанных в заключении, или при внесении изменений в документацию и материалы. Повторная оценка качества проведения специальной оценки условий труда по вопросу, ранее являвшемуся объектом проведения указанной оценки, проводится не более одного раза в соответствии с настоящим федеральным законом при условии полноты и соответствия приложению № 1 представленных заявителем на экспертизу документации и материалов.

15. Экспертной оценке при проведении повторной оценки качества проведения специальной оценки условий труда подлежат документация и материалы, в отношении которых по результатам ранее проведенной оценки качества проведения специальной оценки условий труда были сделаны выводы об их несоответствии установленным настоящим федеральным законом требованиям.

16. В случае если недостатки, указанные в заключении, можно устранить без возврата документации и материалов, и заявитель не настаивает на их возврате, орган, уполномоченный на проведение оценки качества проведения специальной оценки условий труда, устанавливает срок для устранения таких недостатков. В этом случае документация и материалы, представленные на оценку качества проведения специальной оценки условий труда, заявителю не возвращаются. После их доработки заявитель представляет в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации часть документации с внесенными изменениями и справку с описанием этих изменений.

Статья 30. Хранение и порядок предоставления заключений по оценке качества проведения специальной оценки условий труда

1. Документация и материалы (копии документов), представленные для проведения оценки качества проведения специальной оценки условий труда, хранятся в органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации по вопросам охраны труда, уполномоченном на проведение оценки качества проведения специальной оценки условий труда, в течение сроков и в порядке, установленном настоящим федеральным законом, иными федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации.

2. В случае утраты заключения заявитель вправе получить в органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации по вопросам охраны труда, уполномоченном на проведение оценки качества проведения специальной оценки условий труда, дубликат этого заключения. Выдача дубликата осуществляется в течение десяти рабочих дней с даты получения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации по вопросам охраны труда, уполномоченным на проведение оценки качества проведения специальной оценки условий труда, письменного обращения.

3. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по вопросам охраны труда, уполномоченный на проведение оценки качества проведения специальной оценки условий труда, ведет реестр выданных заключений. Форма реестра утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

4. Информация, содержащаяся в реестре выданных заключений, на электронном носителе передается в установленном порядке органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации по вопросам охраны труда, уполномоченным на проведение оценки качества проведения специальной оценки условий труда, в федеральную систему сбора, обработки и хранения данных.

5. Информация, содержащаяся в реестре выданных заключений, по отдельным запросам передается запросившим ее органам исполнительной власти, профессиональным союзам и их объединениям, организациям, оказывающим услуги в области охраны труда, саморегулируемым организациям, объединяющим организации, оказывающие услуги в области охраны труда.

Глава 4. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ (НАДЗОР) ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ТРЕБОВАНИЙ НАСТОЯЩЕГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА

Статья 31. Органы государственного контроля (надзора) за соблюдением требований настоящего федерального закона

1. Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований настоящего федерального закона осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Статья 32. Заключительные и переходные положения

1. Настоящий федеральный закон вводится в действие с 1 января 2014 года.

2. Настоящий федеральный закон применяется к правоотношениям, возникшим после введения его в действие.

left   Назад
Печать

5365

Пожалуйста, оцените качество:
Рейтинг:
4,87
Проголосовало: 2520
Вам может быть интересно:
Вам необходимо провести СОУТ?
Доверьте проведение СОУТ аккредитованной компании. Аттестат аккредитации RA.RU.21АД99 от 11 декабря 2015 г, №2174 в реестре аккредитованных организаций министерством здравоохранения.
Отправьте заявку на проведение СОУТ и мы свяжемся с вами в течении 5 минут!
Назад Назад
Успешно
Мы приняли вашу зявку!
Свяжемся с вами в течении 5 минут
Успешно
На главную страницу
:(
Ой, кажется что-то сломалось. Мы уже чиним проблему. Попробуйте чуть позже
Заказ обратного звонка
Оставьте заявку и менеджеры свяжутся с Вами для уточнения деталей
Введите ваше Имя:
Введите ваш номер телефона:
Обратный звонок whatsapp telegram telegram
Мы приняли вашу зявку!
Свяжемся с вами в течении 5 минут
Успешно
:(
Ой, кажется что-то сломалось. Мы уже чиним проблему. Попробуйте чуть позже
Получите персональную
скидку
Оставьте заявку —
мы расскажем о скидках
ok
Введите ваш телефон:
ok