На проведение спецоценки условий работы у предприятий осталось только 20 дней
31 декабря текущего года в сфере оценки условий труда работников наступит переломный момент. Это связано с окончанием переходного периода к полноценному применению федерального закона № 426-ФЗ, посвященного вопросам спецоценки. В течение этого периода для предприятий, которые должны были проводить такую процедуру, действовал ряд послаблений. С Нового года все они будут отменены.
Аттестация мест работы
В 2011 году в России начал действовать приказ Минздравсоцразвития № 342н, который установил порядок проведения проверки условий труда работников. Такая процедура получила название аттестации и была обязательной для большинства действующих предприятий. Однако в 2014 году она была заменена алгоритмом спецоценки, проводимой в соответствии с требованиями 426-ФЗ. Однако компании, которые провели аттестация незадолго до вступления в силу нового порядка, были освобождены от обязанности сразу же организовывать оценку условий работы по обновленным требованиям.
Им предоставили возможность предъявлять проверяющим свидетельство о проведении аттестации, которое заменяло карту СОУТ. Но – с одной оговоркой: такое право действует только до 31 декабря этого года. Если действие Вашего аттестационного документа заканчивается раньше – будьте добры провести спецоценку. Если же он действует до 1 января 2019 года или дольше – после 31 декабря этого он станет недействительным. Поэтому в таких случаях лучше не полагаться на авось, надеясь на невнимательность ГИТ, а своевременно провести СОУТ.
Поэтапная оценка
Еще одним послаблением, которое действовало в течение переходного периода, была возможность поэтапной оценки всего комплекса рабочих мест на предприятии. Она была особенно востребована крупными организациями. Кроме того, ею активно пользовались небольшие компании, которые из-за временных финансовых трудностей испытывали затруднения с единомоментным проведением и оплатой всех нужных процедур.
Если Ваше предприятие оказалось в числе таких «поэтапников», рекомендуем поторопиться. Текст закона 426-ФЗ прямо говорит о том, что проведение всех этапов СОУТ должно быть полностью завершено до 1 января 2019 года. Кстати, для ускорения процесса рекомендуем Вам воспользоваться положениями статьи 16 указанного закона. Если у Вас в компании имеются аналогичные места работы, она позволяет проводить оценку только 20% из них. При этом, однако, мест, подвергающихся проверке, должно быть не менее двух: отсюда следует, что такая возможность будет выгодна для предприятий, имеющих не менее 10 одинаковых позиций.
Что считается завершением процедуры спецоценки?
Этот вопрос возникает у работодателей достаточно часто. Ведь проверяющие уже закончили измерения – можно это считать окончанием СОУТ? А если они уже прислали отчет на согласование? А если мы согласовали отчет и уведомили об этом исполнителя? Давайте разберемся.
На самом деле процедура спецоценки является полностью завершенной после того, как каждая из сторон в полном размере исполнила свои обязанности, предусмотренные положениями 426-ФЗ. Их перечень включает в себя:
- для исполнителя – выявление наличия опасных факторов на производстве, определение интенсивности воздействия таких факторов, подготовка отчета, направление отчета работодателю на согласование, после согласования отправка отчета в Федеральную систему учета результатов СОУТ;
- для работодателя – предоставление необходимой вводной информации о местах работы, согласование отчета, размещение информации о результатах проверки на своем официальном сайте, уведомление работников об итогах СОУТ относительно условий работы каждого из них. Для последних двух обязанностей установлен предельный срок продолжительностью 30 дней календарных суток с момента окончательного принятия отчета, подготовленного исполнителем.
Согласно действующему законодательству все эти действия должны быть выполнены до 1 января 2019 года. В противном случае компанию ждут санкции за невыполнение требований закона № 426-ФЗ о спецоценке.
Санкции за непроведение СОУТ или нарушения при ее проведении
Предположим, по тем или иным причинам Вы не смогли вовремя организовать все необходимые процедуры или решили вовсе не проводить их. Что ждет нарушителя закона? Ответ на этот вопрос содержится в части 2 статьи 5.27.1. КоАП РФ, которая прямо посвящена этому вопросу. Она устанавливает несколько вариантов наказания в зависимости от статуса виновника и того, допущено ли нарушение впервые, или оно является повторным:
- для работников компаний, на которых в соответствии с их должностью наложена обязанность по организации спецоценки, предусмотрен штраф размером 5-10 тыс. руб. В некоторых случаях штраф могут заменить предупреждением. Такая сумма штрафа взыскивается при первичном нарушении; во второй и последующие разы она составит уже 30-40 тыс.руб. Такое наказание может быть заменено дисквалификацией продолжительностью 1-3 года;
- для бизнесменов, которые осуществляют свою предпринимательскую деятельность без формирования юрлица, применяется штраф размером 5-10 тыс. руб. При повторном нарушении штраф увеличивается до 30-40 тыс. руб. или заменяется остановкой работы в административном порядке на срок до 90 дней;
- юрлица наказываются штрафом величиной 60-80 тыс. руб. В случае повторения такой ситуации штраф возрастает до 100-200 тыс. руб. либо применяется остановка работы на период до 90 дней.
Кстати, ч.2 ст. 5.27.1 КоАП РФ рассматривает невыполнение правил проведения СОУТ и ее непроведение как нарушения одного порядка. Поэтому санкции, применяемые в этих случаях, будут одинаковыми. Такие меры наказания без преувеличения можно назвать весьма чувствительными для большинства бизнесменов. Поэтому лучше не ждать визита проверяющих, а выполнить свои обязанности, предусмотренные законом № 426-ФЗ, в полном объеме.
1373