«Перегорание на работе» предложено считать профессиональным заболеванием
С такой инициативой выступил депутат партии «Справедливая Россия» Олег Михеев, направивший обращение к российскому премьеру Дмитрию Медведеву. По его словам, синдром «профессионального перегорания» является одной из наиболее опасных болезней XXI века.
Как гласит обращение депутата, «профессиональное перегорание» действительно включено в Международную классификацию болезней (МКБ-10) и имеет признаки и симптомы, схожие с клинической депрессией. Это — реальная проблема, связанная с поддержанием нормального образа жизни.
В некоторых европейских странах, в том числе в Швейцарии и, в скором времени возможно, во Франции, «профессиональное перегорание» является веской причиной для назначения работнику длительного медицинского лечения с курсом реабилитации, во время которого за сотрудником сохраняется его рабочее место и заработная плата — сперва полная, если лечение затягивается — частичная. В России подобной практики пока что нет, несмотря на то, что при диагностировании реальной депрессии сотрудник имеет право на недельный оплачиваемый отпуск.
Согласно статистике, у россиян растет уровень как депрессии, так и «профессионального перегорания» — на 2016 год он составляет 6% населения. Для сравнения: самый высокий показатель депрессии — 7% — зафиксирован в Африке и на Ближнем Востоке, но если в указанных государствах он связан с военными конфликтами и условиями жизни, то в России по большей части — именно с работой: недостатком отдыха, выполнением обязанностей, не соответствующих психотипу и пожеланиям сотрудника, нарушением обещаний со стороны работодателя, стрессовыми ситуациями на работе.
«Профессиональное выгорание», как и депрессия, ведет к неврастении, заболеваниям сердца, психическим расстройствам, навязчивым мыслям о суициде. К сожалению, среди работодателей вариант «лечения» такого заболевания, как правило, только один — увольнение «перегоревшего» сотрудника. Тем не менее, по словам Михеева, это в корне неверно, ведь подвержены такому синдрому, в большинстве случаев, только старательные и усердные работники, выполняющие и даже перевыполняющие свои служебные обязанности. Такую проблему легче предупредить, выявив на ранней стадии, чем искать потом нового работника, и лучшим ее решением станет предоставление сотруднику академического (годового) оплачиваемого отпуска. Предоставляться он, разумеется, должен в оговоренных случаях — например, после пятилетней эффективной работы сотрудника на одном месте с реальной выгодой для компании.
Инициатива депутата направлена на внесение «выгорания» в список профессиональных заболеваний, которые могут диагностироваться врачами при медицинских осмотрах и устранение законодательного пробела в этой области. Напомним, что предупреждение профессиональных заболеваний является одним из направлений политики Минтруда, направленной на минимизацию производственного травматизма и профзаболеваний в России.
946