Китайские экологически опасные производства будут перенесены на Дальний Восток
В прошедший вторник, 5 апреля, по официальному сообщению Минвостокразвития, была достигнута договоренность о переносе вредных китайских предприятий на территорию Дальнего Востока. Экологи считают это решение катастрофой.
Перенести планируется 12 производственных предприятий, работающих в сферах энергетики, строительства, машино- и судостроения, металлургии, текстильной, химической и цементной промышленности, телекоммуникационной области и сельском хозяйстве. Одно из условий, выставленных российской стороной — соответствие китайских предприятий действующим экологическим нормам. Однако специалисты относятся к появлению опасных заводов на Дальнем Востоке, как минимум, скептически.
По статистике, Китай является самой экологически неблагополучной страной в мире. В конце 2015 и начале 2016 года в Пекине несколько раз был введен «красный» режим экологической угрозы — превышение нормативов суточного содержания опасных для здоровья твердых частиц в воздухе в 10 раз. Если по международным нормам это содержание составляет 25 мг/м³, в Китае пригодным для дыхания считается воздух с содержанием твердых частиц от 35 мг/м³ до 75 мг/м³. Более того, в 2016 году в Китае планируется разработка национальных стандартов чистоты воздуха, в соответствии с которыми воздух с содержанием опасных частиц 75 мг/м³ будет считаться чистым.
Связан столь высокий уровень загрязнения и с огромным количеством автомобилей (из-за плотности населения), и с деятельностью опасных производств, и с использованием угля как основного вида промышленного топлива. Загрязнен, впрочем, не только воздух — в Китае от слива промышленных отходов страдают и вода, и почва. По исследованиям газеты China’s Youth Daily, только 3% водных источников Китая могут считаться чистыми. Все это не может не отразиться на здоровье населения: от загрязнения воздуха в Китае ежегодно погибает 1,6 миллиона человек — более 4 000 смертей в день.
Несомненно, Дальний Восток является привлекательным для инвестиций регионом — в первую очередь, как раз для китайских предприятий, которым нужны свежие ресурсы и которым логистически проще будет обосноваться в этом регионе, чем большинству российских предпринимателей. К тому же государственные проекты — территории опережающего развития (ТОР) и создание свободного порта Владивосток — сулят существенные налоговые льготы. Для того чтобы избежать огромного ущерба, которые это развитие нанесет окружающей среде, необходимо проделать не менее значительную работу.
261