Федеральный закон о специальной оценке условий труда
Вопросу контроля за безопасностью трудовых процессов в нашей стране всегда уделялось особое внимание. Однако еще несколько лет назад он реализовывался в форме аттестации в отношении рабочих мест. С 2014 года в Российской Федерации вступил в действие новый закон о проведении специальной оценки условий труда № 462-ФЗ. Он определил обновленный порядок выполнения обследования условий работы, а также требования к процедуре его осуществления.
Федеральный закон о СОУТ: правила проведения
- Федеральный закон о СОУТ: правила проведения
- Подготовка к работе по СОУТ
- Механизм проведения специальной оценки условий труда по закону
- Частота проведения спецоценки
Согласно закону РФ о специальной оценке условий труда, требование о выполнении этой процедуры распространяется практически на все рабочие позиции. Исключение из этого правила составляют места работников, выполняющих свои задачи за пределами компании — удаленно или на дому. Таким образом, законодательство о специальной оценке условий труда в равной степени касается как промышленных компаний, так и офисных учреждений.
Подготовка к работе по СОУТ
В ходе подготовки к реализации СОУТ необходимо выполнить следующие действия, направленные на выполнение положений федерального закона о СОУТ:
- сотрудники компании анализируют ситуацию на предприятии с точки зрения закона о специальной оценке условий труда и комментариев к нему;
- если пришло время выполнения спецоценки, они подбирают исполнителя. В соответствии с федеральным законом о специальной оценке условий труда им может быть только специализированная компания, имеющая аккредитацию по данному виду деятельности;
- исполнитель предъявляет документы, свидетельствующие о его праве на предоставление таких услуг;
- стороны заключают договор о реализации работ.
Механизм проведения специальной оценки условий труда по закону
В наиболее общем виде эта процедура состоит из следующих шагов:
- исполнитель реализует требуемые замеры и обследования по законодательству о специальной оценке условий труда, а также анализирует сведения о характере рабочих мест, предоставленные работодателем;
- исполнитель готовит итоговый отчет о проделанных работах;
- документ утверждается заказчиком;
- для позиций, где условия выполнения трудовых задач являются безопасными, подготавливается декларация по этому факту;
- данные об итогах СОУТ предоставляются в федеральную базу соответствующих сведений;
- информация об итогах спецоценки размещается на веб-ресурсе заказчика.
Последовательность этапов, приведенная в законе, должна строго соблюдаться.
Частота проведения оценки
426-ФЗ требует, чтобы СОУТ проводилась организациями с частотой не ниже одного раза в течение каждых пяти лет. В следующих ситуациях требование о проведении процедуры может актуализироваться досрочно:
- введение новых позиций;
- существенное изменение условий труда на уже действующих местах. Закон о СОУТ с комментариями содержит обширный перечень факторов, которые рассматриваются в качестве достаточного основания для реализации внеплановой оценки. Так, к ним относятся замена технологии, инструментов, применяемого сырья и прочих аспектов. Помимо этого, к ним принадлежит также замена используемых средств защиты;
- аварийная ситуация или несчастный случай;
- требование контролирующего органа о проведении спецоценки вне запланированного графика;
- обоснованная инициатива профсоюзного органа.
В зависимости от того, какая причина имеет место в данном случае, срок, отведенный компании на выполнение необходимых действий, может составлять от 6 до 12 месяцев. А вот реорганизация учреждения не относится к списку причин, отменяющих действие ранее выполненной СОУТ.
955