Управление рисками в промышленной безопасности
В последние годы вопросам управления промышленными рисками уделяется повышенное внимание. Это обусловлено с тем, что организация эффективной системы управления рисками обязана одновременно решать две задачи:
- минимизация количества аварий на объектах промышленности и сокращение объема ущерба от таких событий;
- оптимизация расходов бюджетных средств на выполнение контролирующей и надзорной работы в области управления промбезопасностью.
На текущий момент приоритетным принципом, обеспечивающим управление рисками в работе таких организаций, выбран механизм оптимизации управления рисками, возникающими в деятельности производственных компаний, на основании учета комплекса параметров, характеризующих их работу. Внедрение этого механизма осуществляется в Российской Федерации с 2014 года, и он уже успел продемонстрировать эффективность.
Нормативная база
Основным правовым актом, который устанавливает принципы государственной политики в области производственной безопасности, остается федеральный закон от 21.07.1997 N 116-ФЗ. Этот правовой акт содержит описание направлений производственной деятельности промышленных компаний и классификацию таких организаций в зависимости от степени потенциальных рисков, связанных с безопасностью их работы. Напомним, в соответствии с этим федеральным законом само понятие промышленной безопасности представляет собой состояние защищенности персонала организаций, всего общества, окружающей среды и материальных активов от возможных рисков, связанных с возникновением аварийных ситуаций в их промышленной деятельности. Управление рисками в области производственной и технической безопасности, с одной стороны, находится в ведении руководства таких предприятий, а с другой – строго контролируется государственными надзорными органами.
Для уточнения механизма такого управления и надзора за вопросами производственной безопасности в Российской Федерации принят ряд дополнительных правовых актов. Ключевым из них становится Постановление Правительства РФ от 17 августа 2016 г. N 806. Оно устанавливает порядок организации государственного управления и контроля в зависимости от параметров и объема рисков, характерных для работы конкретного предприятия. Отдельные виды государственного управления и надзора, например, за безопасностью энергетических предприятий, регулируются специальными правовыми актами: так, для этой сферы действует приказ Ростехнадзора от 5 марта 2020 года N 97, вводящий методические рекомендации по проведению плановых проверок уровня рисков на объектах электроэнергетики.
Классы опасности производственных объектов
Периодичность осуществления государственного контроля в области обеспечения промышленной безопасности и управления производственными рисками зависит от класса риска, который присваивается конкретному предприятию. В соответствии с классификацией опасных производственных объектов, приведенной в приложении к федеральному закону № 116-ФЗ, все производственные предприятия критериям, связанным с потенциальными рисками, делятся на следующие классы:
- I - чрезвычайно высокий уровень по критерию, связанному с рисками наступления негативных последствий деятельности в случае несоблюдения требований законодательства в области промбезопасности;
- II - высокий уровень по критерию, связанному с рисками;
- III - средний уровень по критерию, связанному с рисками;
- IV - низкий риск уровень по критерию, связанному с рисками.
Методология присвоения класса, применяемая в этой области государственного надзора, довольно сложна и учитывает направление работы компании, объемы ее производственной деятельности, меры по управлению рисками, принимаемые в организации, и другие факторы.
Применение риск-ориентированного подхода
Общий порядок применения этого подхода в управлении и надзорной работе определен ст. 16 116-ФЗ.В соответствии с присвоенной категорией риска определяется частота проведения плановых проверок компании на предмет соблюдения требований действующего законодательства при управлении возможными угрозами.Согласно действующему порядку для компаний, отнесенных к I и II классам по управлению рисками, плановые проверки осуществляются не чаще одного раза в год. Для компаний III класса риска частота проверок снижается до одного раза в три года. Для предприятий, которые отнесены IV классу по критерию, связанному с рисками в промбезопасности, плановые проверки отменяются. Отметим, что в этой статье указывается максимальная частота контролирующих мероприятий. Конкретная частота проведения проверок по управлению рисками определяется контролирующим органом в соответствии со спецификой организации. Она может предполагать более редкую организацию контролирующих мероприятий. Проведение плановых проверок подлежит согласованию с органами управления прокуратуры.
Стоит подчеркнуть, что приведенные ограничения касаются проведения плановых выездных проверок, которые проводятся по заранее утвержденному графику. Он публикуется на сайте контролирующего ведомства в конце календарного года, предшествующего году проведения проверки, и доступен для ознакомления широкому кругу лиц, включая представителей управления предприятий, где будут проведены контролирующие мероприятия. Внеплановые проверки проводятся без применения таких ограничений по частоте – то есть при возникновении оснований, предусмотренных действующим законодательством.
5387