Требования безопасности при пожаре на объектах с массовым присутствием людей в России и Беларуси
Россия и Беларусь давно уже стали самостоятельными государствами, в каждом из которых действуют собственные правила и требования. Это касается в том числе и вопросов обеспечения пожарной безопасности. В некоторых, в том числе принципиальных, моментах эти требования могут быть схожими, однако зачастую они различаются достаточно существенно. Это, в свою очередь, оказывает влияние на эффективность их применения, то есть уровень пожарной безопасности в стране.
Нормативная база
- Нормативная база
- Места массового пребывания людей
- Противопожарные требования
- Практика применения противопожарных требований
- Перспективы решения проблем
Общие требования к пожарной безопасности объектов и основные принципы их применения в Российской Федерации определены на уровне федерального законодательства. Так, в нашей стране действуют федеральные законы № 123-ФЗ, который представляет собой техрегламент в сфере пожарной безопасности, и 69-ФЗ, посвященный вопросам пожбезопасности. Практические правила их применения зафиксированы в специальном постановлении Правительства РФ № 390, который определяет порядок применения противопожарного режима на различных категориях объектов.
В Беларуси система национального законодательства в области пожбезопасности устроена сходным образом. Так, основные принципы государственной политики в сфере обеспечения безопасности зафиксированы в республиканском законе 15 июня 1993 г. №2403-XII, которые регулирует вопросы сохранности здоровья и жизни людей, а также материальных активов в случае пожара. В целях его практической реализации разрабатываются дополнительные нормативные документы с различными масштабами применения. Так, одним из наиболее общих можно назвать Правила пожарной безопасности республики (ППБ 01-2014), которые уточняются специальными нормативами – например, НПБ 15-2007, которые определяют правила оснащения объектов специализированными системами пожаротушения и оповещения. В дополнение к нему публикуются требования, применяемые к различным категориям объектов. Так, в Беларуси установлены отдельные требования к обеспечению безопасности граждан и материальных активов в метрополитене, на железной дороге, при добыче полезных ископаемых и др.
Места массового пребывания людей
Одним из наиболее опасных объектов с точки зрения рисков негативных последствий, обусловленных воздействием пожара, являются организации, предполагающие одновременное пребывание большого количества людей. Это связано с тем, что специфические риски пожара, такие как ожоги или отравление продуктами горения, здесь дополняются сопутствующими факторами, такими как травмы, полученные вследствие паники, отсутствия информации о путях эвакуации и проч.
В Российской Федерации и РБ действуют схожие критерии определения таких мест, однако несколько различаются методологические подходы к их идентификации. Актуальное понимание объекта с массовым присутствием людей в России было введено в 2016 году в связи с принятием постановления Правительства от 20 сентября N 947. Оно вводит новую редакцию пункта 7 постановления № 390, согласно которой такими объектами считаются те, где может одновременно находиться свыше 50 человек. При этом жилые дома исключены из этой категории.
В Беларуси же этот вопрос решается с применением положений нормативов СТБ 11.0.03-95. Согласно этому нормативному документу следует разделять здания и отдельные помещения, где в один и тот же момент может присутствовать большое число людей. В этой связи зданиями с массовым присутствием людей (МПЛ) считаются те, в которых в один момент времени могут пребывать более 300 человек, тогда как для помещений этот стандарт определен так же, как в РФ – 50 человек. Соответственно, к зданиям и помещениям, отвечающим этим критериям, предъявляются повышенные требования с точки зрения организации мероприятий по пожбезопасности.
Противопожарные требования
Основные требования к поддержанию и обеспечению необходимого уровня противопожарной защиты на основании действующих нормативных документов в России и Беларуси приведены в нижеследующей таблице.
Россия |
Беларусь |
Наличие планов осуществления эвакуации на случай пожара |
Ограничения по нормам заполняемости помещений и их контроль |
Наличие специальной инструкции о поведении сотрудников при возникновении пожара |
Обязательное присутствие персонала, информированного о правилах поведения при пожаре, на детских мероприятиях |
Практические мероприятия по обучению персонала не реже 1 раза в шесть месяцев |
Наличие не менее двух эвакуационных выходов |
Наличие работающих фонарей в количестве не менее 1 штуки на 50 человек |
Проведение мероприятий только на первом этаже |
Закрепление напольных покрытий |
Наличие инструкции по действиям персонала в случае пожара |
Определение и контроль уровня заполняемости помещений |
Для зданий, где люди находятся ночью, - наличие двух инструкций: для ночи и дня |
Дополнительные требования при проведении массовых мероприятий |
Обязательное назначение лиц, ответственных за пожбезопасность на мероприятиях |
Запрет на установку решеток на окнах, заделывание оконных проемов и загромождение доступов к ним |
Следует отметить, что в ППБ 01-2014, действующим в Беларуси, значительное внимание уделяется именно проведению массовых мероприятий, тогда как в России предполагается осуществление контроля состояния помещений, предусматривающих возможность массового присутствия людей, в режиме повседневной эксплуатации.
Практика применения противопожарных требований
Несмотря на то, что в действующем законодательстве зафиксированы достаточно строгие и действительно эффективные нормы в области обеспечения пожарной безопасности, на практике их соблюдение достаточно часто игнорируется субъектами регулирования или осуществляется не в полной мере. Это подчас приводит к весьма печальным ситуациям, например, таким как пожар в ТЦ «Зимняя вишня» в Кемерово, в результате которого погибли более 60 человек. После этого происшествия и в России, и в Беларуси были проведены массовые проверочные мероприятия, которые продемонстрировали весьма неутешительную картину.
Так, в России органами пожарного надзора МЧС было проинспектировано более 85 тысяч объектов, предполагающих возможность МПЛ, в числе которых – более 10 тысяч ТЦ. В результате внеплановых проверочных мероприятий были обнаружены свыше 280 тысяч нарушений, причем более 25 тысяч из них были заложены еще на стадии проектирования и строительства. Это означает, что устранить их на данный момент будет стоить значительных затрат временных и финансовых ресурсов, если вообще является возможным. Однако весьма распространенными были и нарушения, которые связаны с неправильной эксплуатацией объектов.
В тот же период рейды аналогичной направленности были проведены и в РБ. В ходе контроля было проанализировано состояние пожарной безопасности примерно на 7 тысячах объектов. По итогам таких мероприятий инспекторы отчитались о выявлении проблем с эксплуатацией объектов в 82% случаев. При этом, подчеркнули они, чаще всего эти нарушения не имеют системного или фундаментального характера, а связаны с халатностью исполнителей и пренебрежением ими действующих требований в области пожбезопасности. Так, одним из самых распространенных нарушений назвали захламленность подступов к пожарным выходам, которая мешает использовать их по назначению.
Перспективы решения проблем
Таким образом, обе страны в настоящее время могут констатировать не вполне удовлетворительную ситуацию в области пожарной безопасности на объектах МПЛцы42йй. Эксперты отмечают, что это характерно и для других государств, входящих в состав Таможенного союза. Решение этой проблемы, подчеркивают они, связано с унификацией действующих требований в этой сфере, которая традиционно является одной из самых зарегулированных. Предприниматели отмечают большое количество актуальных требований, которые подчас весьма сложны в исполнении, а то и противоречат друг другу.
Для устранения этой сложности в Евразийском таможенном союзе в настоящее время ведется работа над едиными техническими регламентами, который включил бы в себя общие требования в сфере пожбезопасности для всех государств, входящих в состав Союза – России, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана и Армении. Это позволило бы собственникам или организациям, эксплуатирующим объект, проще ориентироваться в перечне актуальных требований, что, в свою очередь, повысило бы уровень их исполняемости.
Эта работа требует тщательного и продуманного подхода. Более того, данная сфера, по всей видимости, потребует принятия нескольких нормативных документов, которые позволили бы обеспечить как безопасность самих объектов, так и контроль качества приспособлений и техники, применяемой в процессе их эксплуатации. Так, на сегодняшний день уже существует проект техрегламента, устанавливающий требования к специальным средствам, применяемым для пожаротушения и обеспечения пожбезопасности. Он даже уже получил кодовое обозначение – ТР ЕАЭС 43/2017, однако пока не вступил в силу.
В дополнение к нему сейчас ведется работа над проектом документа, который установит требования пожбезопасности к продукции других категорий, в том числе изделий, применяемых в особо опасных отраслях промышленности. Не исключено, что этот перечень нормативных документов будет дополнен еще одним или несколькими техрегламентами, которые, например, установят правила эксплуатации объектов МПЛ.
1108