Специальная оценка условий труда офисных работников
Упрощенная спецоценка
Проведение специальной оценки офисных мест считается более простым делом: на то есть ряд причин.
- В офисах существует значительное количество аналогичных рабочих мест - одинаково оборудованных, на которых сотрудники одинаковых должностей выполняют одинаковые функции. Согласно трудовому законодательству, подвергать оценке их все не нужно - достаточно проверить 20% аналогичных мест, установив для них всех один класс условий труда.
- Многие оформленные в офисах сотрудники работают удаленно, что также облегчает задачу работодателям и инспектирующим организациям: спецоценка для удаленных рабочих мест не проводится.
- Согласно пункту 4 статьи 10 ФЗ-426 , если на рабочих местах не выявлены вредные или опасные производственные факторы, лабораторных измерений, экспертиз не проводится. На практике это означает, что практически во всех офисах не требуется проводить испытания - крайне редко офисные условия труда действительно несут риск повышенного травматизма.
- Если по результатам СОУТ офисных работников 2021 года в организации обнаружены только оптимальные или допустимые рабочие места, работодатель должен составить на них декларацию о соответствии условий труда государственным нормативным требованиям, а потом подать ее в Государственную инспекцию труда. В соответствии с новой редакцией части 4 статьи 11 426-ФЗ ее действие будет бессрочным до тех пор, пока на этих рабочих местах сохраняются прежние условия труда. При этом если на одном из таких мест произошел несчастный случай, у работника было выявлено профессиональное заболевание, или инспекторы ГИТ обнаружили нарушение его трудовых прав, действие декларации в отношении этой позиции прекращается, и на ней нужно будет провести внеочередную спецоценку.
Тем не менее, вредные для здоровья факторы есть и в этом случае, и ошибаются те, кто считает офисную работу самой безопасной для здоровья.
Вредные условия труда офисных работников
Факторами, способными оказать воздействие на сотрудников офисов, часто считают:
- микроклимат ;
- освещенность рабочей поверхности;
- электромагнитное излучение;
- напряженность рабочего процесса.
Однако для понимания этой ситуации нужно тщательно проанализировать приложение № 2 к приказу Минтруда от 24 января 2014 г. N 33н. В нем указывается, что:
- микроклимат рабочего места анализируется только для рабочих мест, оснащенных оборудованием, которое является искусственным источником тепла. При этом в соответствии с действующим сертификационным законодательством Евразийского экономического союза вся офисная техника должна проходить оценку соответствия нормативам действующих технических регламентов - ТР ТС 004/2011 для низковольтного оборудования и ТР ТС 020/2011 об электромагнитной совместимости технических средств. Согласно статье 4 ТР ТС 004/2011 одним из требований к сертифицируемой технике становится «отсутствие недопустимого риска возникновения повышенных температур». Это значит, что компьютеры и другая офисная техника не могут расцениваться как источники тепла;
- освещенность рабочей поверхности оценивается только для определенных видов работ, включая выполнение прецизионных работ с объектами размером меньше 0,5 мм, при наличии слепящих источников света, при работах с объектами и поверхностями с направленно-рассеянным и смешанным отражением либо при выполнении подземных работ, в том числе в метро;
- электромагнитное излучение не оценивается в случае, если речь идет о работах, выполняемых с применением компьютеров, копировальной или другой офисной техникой;
- напряженность рабочего процесса изучается в отношении работ, которые связаны с управлением транспортом либо диспетчеризацией и управлением технологическими процессами с применением производственного оборудования.
Таким образом, исходя из положений действующего законодательства, специальная оценка условий труда офисных работников не предполагает присутствия на их рабочих местах сколько-нибудь значимых вредных или опасных факторов.
Проблемы оценки условий труда офисных работников
Несмотря на то, что с точки зрения Минтруда работа офисных сотрудников практически полностью безвредна, многие специалисты с ним не согласны. Нервно-психологические нагрузки, высокий уровень ответственности за собственную работу и работу подчиненных (особенно значимый фактор для руководителей и менеджеров), риск повышенной нагрузки на глаза и статическое состояние опорно-двигательного аппарата, - все эти факторы ясно дают понять, что условия труда офисных работников никак нельзя назвать превосходными или хотя бы, как полагается по законодательству, оптимальными.
«Синдром менеджера», «синдром чемпионов», «болезнь яппи», «трудоголизм» - распространенные психические заболевания, которыми награждает работников офисный труд. Постоянное напряжение, игнорирование перерывов на обед, ненормированный рабочий день и нервные нагрузки, вызванные стремлением быть первыми и заработать побольше, ведут к куда более серьезным профессиональным заболеваниям: остеохондрозу, депрессии, неврозу, астенопии, в отдельных случаях - даже к алкоголизму и шизофрении.
Однако, как ни печально, решения этой проблемы на законодательном уровне пока что не существует. Соблюдение режима труда и отдыха, нормативов длительности рабочего дня, инициатива компенсировать сотрудникам затраты на занятия спортом или обустройство для своих подопечных кратких перерывов на отдых в течение всего дня - сфера ответственности исключительно работодателя, который может принять, а может и не принять на себя такую ответственность за здоровье своих сотрудников.
5731