Специальная оценка условий труда и бизнес
Дополнено 11.06.19
В настоящее время деньги принято зарабатывать и "делать" на всем. Специальная оценка труда не исключение из правил.
Раньше, когда оценкой условий труда занимать исключительно компетентные специалисты (тогда это называлась паспортизация рабочих мест), занятием это считалось не благодарным. В начале двухтысячных аттестация рабочих мест стала уже процедурой обязательной, прописанной в трудовом кодексе. В то время начали появляться первые самостоятельные лаборатории по проведению аттестации рабочих мест. Конкретных требований к персоналу и приборному парку не было вообще. Конечно существовали пару, тройку добровольных систем аккредитации, такие как СААЛ или ССОТ, но прошу заметить все они были добровольные, а как следствие не совсем требовательные к своим членам. Стандарты система аккредитации разрабатывала сама и контроль за их исполнением оставляла тоже за собой. Это было золотое время для развития лаборатории, пополнения приборной базы и накопления практического опыта. Время было хорошее не только для порядочных исполнителей, но и мошенников, которые работали на периферии и крупных городах России. Как правило клиенту было все равно на качество, главную роль играла цена. В итоге скупой платит дважды - в процессе аттестации важно было не просто бумажку получить, но и обслуживать ее в течении пяти лет.
Со временем рудименты рынка отпадали, с увеличением ответственности и требований, но многие справлялись и находили все новые лазейки в законах. Кардинально обстановку изменил 2009 год, когда Минзравсоцразвития издал Приказ 205н в котором была описана обязательная "уведомительная" аккредитация лабораторий претендующих заниматься аттестацией рабочих мест. Рынок действительно начал очищаться от лишних, недобросовестных "экспертных организаций", и какое-то время не было ни демпинга, ни экстраординарных ситуаций (например выдал материал и исчез), ведь ответственность была прописана вполне конкретно.
Это время длилось недолго, ведь закон сохранения энергии работает. На месте закрывшихся организаций появились филиалы действующих. Многие лаборатории начали повально открывать в регионах свои подразделения, "филиалы", увеличивая тем самым свои объемы. Не редки случаи, когда филиалы открывались на базе не прошедших в реестр организаций, что само собой подразумевает качество и квалификацию специалистов работающих в данных подразделениях. С увеличением объемов выполнения, к сожалению качество не повышается, а практика показала, что уровень исполнения был практически на нуле.
На сегодняшний момент ситуация концептуально не изменилась, напротив - проблемы стали еще острее, схемы еще более изощреннее. Например известно, что одна компания проводила аттестацию рабочих мест, специальную оценку условий труда в Санкт-Петербурге без права на этот вид деятельности, но тем не менее заключала договора с заказчиками от своего имени (что совершенно не допустимо). Компания имела партнерский договор с лабораторией имеющей аккредитацию. В погоне за прибылью организации вовсе забыли о цели проведения специальной оценки условий труда (аттестации рабочих мест). Из-за обилия предложения и посредничества цена падает и не редки случаи демпинга, серьезного демпинга.
Мы в свою очередь занимаем взвешенную позицию, считаем что время все расставит по местам, проблемы найдут свои решения на практике. Рудименты рынка, в лице посредников и жадных демпинговщиков сократит законодательство. Своей работой: совершенствованием приборной базы, повышением квалификации специалистов, постоянной практикой "в поле" постараемся доказать необходимость людям и работодателям. Желаем Вам удачи в работе и быть внимательными!
Требования к организациям, проводящим спецоценку условий труда
В настоящее время работа в сфере спецоценки для компаний, которые не соответствуют требованиям законодательства, становится все более затруднительной. Дело в том, что сегодня в действующем 426-ФЗ сформулированы вполне четкие требования для таких организаций, а их соблюдение строго контролируется государством. Так, в статье 19 указанного нормативного документа зафиксировано, что организация, занимающаяся проведением СОУТ, обязана отвечать следующим критериям:
- в уставной документации предприятия должно быть зафиксировано, что выполнение СОУТ является основным или хотя бы одним из основных видов работы для него;
- в штате компании должны работать не менее пяти работников, имеющих действующий документ на право осуществления СОУТ в роли эксперта. Привлечение таких специалистов к выполнению трудовых обязанностей по договору гражданско-правового характера не допускается: они в обязательном порядке должны иметь трудовой договор с организацией. При этом хотя бы один из специалистов должен иметь законченное высшее образование в одной из трех профильных сфер: общая гигиена, либо гигиена трудовой деятельности, либо проведение лабораторных обследований санитарной и гигиенической направленности;
- наличие в компании собственной измерительной лаборатории, которая имеет необходимое оборудование для проведения замеров негативных факторов производства, влияющих на здоровье и работоспособность сотрудников. При этом такая лаборатория должна иметь действующий аттестат аккредитации, в котором зафиксирована именно эта область аккредитации.
Последнее условие допускает определенные послабления для тех компаний, которые не в состоянии обеспечить наличие оборудованной лаборатории в силу финансовых или иных причин. Таким организациям разрешается проводить необходимые работы с привлечением сторонних организаций, которые соответствуют требованиям ст. 19 426-ФЗ. При этом соответствующие исследования или испытания должны проводиться на основании договора, заключенного между исполнителем и заказчиком. Такой документ однозначно регламентирует права и обязанности каждой стороны и служит доказательством выполнения необходимых работ в процессе проведения спецоценки.
Соблюдение перечисленных условий, однако, не означает, что компания, которая им соответствует, автоматически получает право проводить процедуру СОУТ на коммерческой основе. Для получения этого права она обязана в установленном порядке пройти процедуру регистрации. Данный порядок определен положениями постановления Правительства № 599. В нем указывается, что организация, намеревающаяся оказывать услуги в области проведения спецоценки, должна выполнить следующие процедуры:
- собрать пакет документов, необходимый для прохождения регистрации. Этот пакет должен включать в себя документацию, которая подтверждает соответствие компании-кандидата требованиям, зафиксированным в ст. 19 426-ФЗ;
- обратиться в Минтруд с заявлением о регистрации, к которому прилагается указанный пакет документов;
- дождаться вынесения министерством решения о регистрации компании в реестре. Согласно п.8 постановления № 599 на эту процедуру ведомству отводится срок, который не должен превышать 20 дней. При этом в случае, если заявитель допустил ошибки в оформлении заявления, приложил неполный комплект документов или предоставил ложные сведения относительно характеристик предприятия, Минтруд имеет право отказать компании в регистрации;
- убедиться, что Минтруд внес сведения об организации в специализированный реестр компаний, имеющий право проводить спецоценку на территории Российской Федерации. На эту процедуру ведомству в соответствии с действующим законодательством отводится три дня. Данный информационный ресурс размещается на сайте министерства в открытом доступе, чтобы любой желающий мог ознакомиться с его содержанием. Это делается для того, чтобы потенциальные заказчики, обращающиеся в конкретную компанию для проведения СОУТ, могли проверить, что эта организация действительно имеет право выполнять такие работы.
Строго говоря, последний этап не является обязательным условием для осуществления коммерческой деятельности в сфере проведения СОУТ. В соответствии с п.2 постановления № 599 компания имеет право предоставлять услуги по проведению спецоценки с момента, когда Минтрудом было вынесено положительное решение по ее заявлению, не дожидаясь фактической регистрации в реестре. Такой же порядок применяется в случае, если компания обращается в министерство с заявлением о возобновлении работы после ее приостановлении: в этой ситуации право выполнения работ предоставляется сразу после принятия положительного решения.
1259