Специальная оценка условий труда: расширение сферы применения
Проведение специальной оценки условий труда является обязательным мероприятием для подавляющего большинства компаний, работающих на территории России. Порядок ее проведения и применения результатов данной процедуры, установленный Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», был введен в действие только с 2014 года, и поэтому пока находится в переходной стадии. На практике это означает, что в указанную процедуру периодически вносятся те или иные достаточно серьезные изменения. Как выяснилось, сейчас ведется подготовка нового нормативного документа, который, в частности, приведет к очередным изменениям в порядке применения результатов спецоценки.
Специальная оценка условий труда и аттестация рабочих мест
До конца 2018 года все еще действуют некоторые переходные положения 426-ФЗ, которые предусматривают возможность отсрочки вступления в силу обязательного характера процедуры специальной оценки условий труда (СОУТ) для некоторых предприятий. Так, в случае, если до вступления в силу данного федерального закона организация успела провести аттестацию рабочих мест в установленном законом порядке, и ее результаты продолжают оставаться действительными, компания вправе отложить проведение СОУТ. Такая обязанность возникнет у нее, когда результаты проведенной аттестации перестанут действовать или наступит 31 декабря 2018 года — смотря что произойдет раньше.
Специальная оценка условий труда и производственный контроль
В настоящее время на рассмотрении уполномоченных органов находится проект Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части исключения дублирования полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере охраны труда)». В нем устанавливается право компаний, осуществивших проведение спецоценки, применять ее результаты при реализации производственного контроля в соответствии с положениями Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
Напомним, что под производственным контролем этот закон понимает совокупность мероприятий, позволяющих установить факт выполнения санитарно-эпидемиологических требований и реализации санитарно-противоэпидемических мероприятий компаниями в соответствии с профилем их деятельности. При этом в соответствии с положениями 52-ФЗ указанные мероприятия являются обязательными для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Кроме того, разработанный нормативный документ предусматривает также возможность обратной ситуации, то есть использования результатов проведенного производственного контроля в качестве базы для выполнения работ по СОУТ. При этом, однако, такая возможность в обоих случаях допускается только при соблюдении определенных условий:
- компания выполнила соответствующие работы не позднее, чем шесть месяцев назад;
- проведение специальной оценки условий труда или производственного контроля осуществлялось организацией, которая отвечает законодательным требованиям к исполнителям данного вида деятельности, в частности, имеет государственную аккредитацию.
Таким образом, в случае принятия настоящего нормативного акта компании получат возможность оптимизировать бюджет, выделяемый на оценку условий труда и проведение производственного контроля, тем самым улучшив свои финансовые результаты и перераспределив средства на более насущные нужды.
Перспективы принятия законопроекта
В настоящий момент проект рассматриваемого документа официально размещен на федеральном интернет-портале проектов нормативных актов. На сегодняшний день параллельно проводятся две основных процедуры в процессе его принятия. Речь идет об антикоррупционной экспертизы документа и сборе предложений и рекомендаций от заинтересованных лиц. В случае успешного прохождения экспертизы указанные предложения будут учтены, и документ передадут для утверждения в уполномоченные инстанции.
928