Стандарты сертификации услуг
- Система сертификации услуг по ГОСТ и ГОСТ Р
- Правила и порядок проведения оценки качества услуг и работ
Согласно Постановлениям Госстандарта № 110 и 111 от 08.10.03 обязательная сертификация услуг в РФ не требуется и остается только добровольная. Таким образом предприниматель может доказать, что осуществляемые его организацией услуги и работы и соответствуют:
- нормативным документам РФ;
- правилам и постановлениям Правительства РФ, которые касаются отдельных видов услуг и работ;
- международным нормам;
- ТУ, стандартам организации и т.п.
От выбранного вида деятельности будет зависеть не только пакет норм для соответствия, но и схема сертификации. Также важно знать, что оказывать услуги по сертификации могут только те компании, которые аккредитованы для осуществления этой деятельности.
Система сертификации услуг по ГОСТ и ГОСТ Р
- Система сертификации услуг по ГОСТ и ГОСТ Р
- Правила и порядок проведения оценки качества услуг и работ
- Стандарты сертификации услуг в системе ISO
В России госстандарты, определяющие параметры качества работ и услуг существуют для следующих видов деятельности:
- бытовые услуги (прачечные и химчистки, пошив и ремонт швейных изделий и мн.др.);
- техобслуживание и ремонт различных видов техники (бытовой, автомобильной, строительной и т.д.);
- бытовое обслуживание населения;
- туристские и экскурсионные услуги;
- общественное питание;
- транспортно-экспедиторские услуги;
- социальное обслуживание;
- потребительские товары;
- услуги розничной торговли.
Текущее законодательство Российской Федерации разрешает предпринимателям оказывать услуги без их обязательной сертификации. Поэтому получение сертификата в добровольном порядке служит в первую очередь для того, чтобы подтвердить высокое качество предоставляемых услуг для всех участников рынка.
Правила и порядок проведения оценки качества услуг и работ
В России оценка качества в данной сфере регулируется ФЗ № 184, а также ГОСТ Р 54659-2011. Порядок сертификации услуг в целом схож с порядком сертификации продукции. Заявителю необходимо пройти следующие этапы:
- Подготовить документы. Можно использовать все имеющиеся в наличии экспертные, социологические оценки, сертификаты качества других систем, акты проверок и т.д.
- Подать заявку в выбранный ОС.
- Эксперты проводят проверку качества в результате которой принимается решение о выдаче сертификата качества.
Если сертификат выдан, то организация сможет печатать знак соответствия выбранной системе добровольной сертификации на документах и рекламной продукции.
Стандарты сертификации услуг в системе ISO
В этой системе существует большое количество стандартов, и ее особенностью является подробная оценка менеджмента предприятия. Его грамотная организация и является основой для стабильно высокого качества услуг. Оценка менеджмента проходит по стандартам ISO 9000. Для отдельных отраслей существуют свои стандарты, среди которых имеются, например, следующие:
- туризм — ИСО/ТК 228;
- качество питьевой воды, услуги по очистке воды — ИСО/ТК 224;
- услуги по организации образования — ИСО/ТК 232;
- маркетинговые и социологические исследования — ИСО/ТК 225;
- финансовые услуги — ИСО/ТК 68;
- IT-услуги и IT-менеджмент — ISO/IEC JTC 1/SC 40;
- услуги по информатизации в сфере здравоохранения — ИСО/ТК 215.
3775