Сертификация экопродукции
Производство экологически чистых продуктов в мире уже вошло в список самых быстроразвивающихся отраслей. Тысячи людей, выбирающих здоровые продукты, готовы платить за подтвержденное качество таких товаров. Но в России вопрос гарантии этого качества и экологической чистоты экопродуктов становится краеугольным камнем, который вызывает больше всего вопросов.
Мировой рынок экологически чистых продуктов
Общий объем рынка экопродукции в мире вырос в пять раз за последние 15 лет. Сейчас в денежном выражении он оценивается в сумму около 80 миллиардов долларов. Наиболее крупными потребителями продуктов этой категории считают США, Францию и Германию, однако многие европейские страны, Австралия, Новая Зеландия, Канада и другие развитые государства также генерируют серьезный объем спроса на такие товары.
К производству таких товаров, конечно, предъявляются строгие требования, которые начинаются с качества земель, разрешенных для их выращивания. По официальным данными Исследовательского Research Institute of Organic Agriculture (FiBL) на всей планете только 1% земель имеют необходимую органическую сертификацию. Контролю подлежат процессы выращивания и сбора продуктов, их обработки, упаковки, перевозки и хранения. На всех стадиях производства конечной продукции вплоть до попадания на стол к потребителю история его «жизни» должна быть полностью прозрачной.
Как утверждают в Международной федерации движений за органическое сельское хозяйство (IFOAM), в основе большинства общепринятых мировых систем органической сертификации лежат четыре основных принципа:
- отказ от химических удобрений, пестицидов, лекарственных препаратов и других химикатов, которые могут причинить вред здоровью потребителей;
- защита и поддержка естественных характеристик экосистем, вовлеченных в выращивание продукта;
- обеспечение нормальных условий жизни для сельскохозяйственных животных при их выращивании, которые приближены к естественной среде;
- ответственное управление органическим земледелием, растениеводством и животноводством, ориентированное на сохранение окружающей среды и здоровья граждан.
Возможности производства экопродуктов в России
По принятым мировым стандартам в России имеются серьезные возможности для производства экологически чистых изделий. Как сообщает FiBL, общая площадь земель, которые подходят для получения продукции по строжайшим экологическим стандартам, составляет более 1 800 тыс. га. Этот показатель делает нашу страну пятым по величине потенциальным производителем таких товаров.
Особенно интересной эта ситуация выглядит с точки зрения возможностей сбора дикорастущих растений и грибов. В этой сфере специалисты отмечают как отличные потребительские свойства дикоросов, так и их значительное биологическое разнообразие.Важным направлением для России может стать и производство зерновых культур. Эти две области способны составить основу экспорта нашей страны с точки зрения присутствия на рынке экологически чистых продуктов. Однако пока эти возможности не используются в полной мере.
Основные проблемы
Наибольшая сложность сейчас заключается в вопросах подтверждения качества этих товаров. Дело в том, что в России сейчас отсутствует полноценная нормативная база, регулирующая процесс производства в этой категории. Поэтому наша страна не в состоянии выйти на мировой рынок в этом сегменте. Ведь там основным условием является подтверждающая документация. Она свидетельствует о соблюдении всех необходимых требований к продукту, претендующему на статус экологически чистого.
Но отсутствие выходов на экспортный рынок – не единственная проблема, вытекающая из пробелов законодательств в этой области. Отечественные производители уже зафиксировали повышенный интерес к товарам этой категории и на внутреннем рынке. И в отсутствие законодательных механизмов регулирования этого вопроса здесь складывается очень непростая ситуация. С одной стороны, есть производители, которые действительно выпускают качественный продукт, пытаясь соблюдать основные экологические нормы, принятые в мире. Но они не имеют необходимых инструментов, чтобы подтвердить характеристики своего изделия. С другой стороны, недобросовестные производители, которые просто пользуются ситуацией, не брезгуют нанесением на свои продукты маркировок «эко», «био» или «органик», совершенно не заботясь о соблюдении экологических нормативов и не проходя никаких проверок.
В итоге потребитель оказывается совершенно дезориентирован на этом рынке, который находится в полностью хаотическом состоянии. Он может, конечно, пытаться ориентироваться на свои предпочтения. Однако здесь его тоже ожидает ряд проблем. Во-первых, чтобы найти приемлемый продукт, придется попробовать множество других изделий. Во-вторых, российские производители часто отличаются нестабильным качеством товаров. И в-третьих, даже товар, который нравится потребителю на вкус, может не отвечать стандартным экологическим нормам, так как произведен с использованием химикатов и т.д.
Пути решения: создание нормативной базы
Эксперты сходятся во мнении, что основной задачей нашей страны в направлении выхода на рынок экологически чистой продукции должно стать создание необходимой нормативной базы. Действительно, законодатели, похоже, придерживаются того же мнения: сейчас уже принят и ожидает вступления в силу федеральный закон № 280-ФЗ, посвященный вопросам производства этой категории товаров. Он устанавливает достаточно серьезные требования к этим продуктам:
- отделение органического производства от неорганического;
- запрет на применение сильных химикатов;
- запрет на применение методов генной инженерии;
- запрет на использование методов выращивания, которые могут нести потенциальную опасность для потребителей товара, таких как гидропонное выращивание, производство с использованием ионизирующих излучений и т.д.;
- применение для защиты от вредителей, обеспечения более высокого уровня плодородности и достижения других необходимых сельскохозяйственных целей тех методов, которые основаны на естественных характеристиках жизненного цикла соответствующих растений и животных;
- создание условий, обеспечивающих нормальную жизнедеятельность животных;
- полный запрет на использование упаковки, тары и других требуемых компонентов процесса производства, которые наносят сред окружающей среде.
Положения этого закона вступят в силу с 1 января 2020 года. Однако, как это часто бывает, требования федерального закона – это лишь основные принципы, которые для их полноценной реализации требуют разработки дополнительных нормативных документов.
Для этого необходима разработка единых стандартов экологической чистоты продукции, регламента выполнения процедуры оценки соответствия, правил ведения реестра производителей таких товаров, указанного в законе № 280-ФЗ, и других алгоритмов. Некоторые из этих вопросов уже решены или в процессе решения. Например, Минсельхоз, на который возложен основной объем ответственности за выполнение требуемых работ, уже создал национальный знак органической продукции. Он будет применяться для нанесения на упаковку товаров, успешно прошедших процедуру проверки качества. Это будет белый листок на зеленом фоне. Однако нерешенных вопросов пока еще остается очень много.
Общественные дискуссии
Если относительно необходимости принятия основного закона, регулирующего вопросы производства экопродукции, у экспертов не было разногласий, то в отношении механизмов реализации его положений консенсуса у заинтересованного сообщества пока нет. Например, сейчас ведутся горячие споры относительно содержания понятий «эко», «био» и «органик», которые предстоит разделить в новых стандартах. Также активно обсуждается предложение Минсельхоза о принятии закона «Об экологически чистой сельскохозяйственной продукции, сырье и продовольствии». Дело в том, что этот проект нормативного документа предполагает возможность производства таких товаров с соблюдением ряда условий. К ним относятся:
- обоснованное применение агрохимикатов в количестве и концентрациях, рассчитанных специалистом;
- использование только ограниченного списка разрешенных химикатов;
- постоянный контроль за содержанием уровня вредных веществ в продуктах и почве с тем, чтобы обеспечить отсутствие превышения разрешенных норм.
Прохождение проверки на соблюдение этих и других нужных требований, по предложению Минсельхоза, будет добровольным. Однако те компании, которые пройдут ее, получат важные преимущества - внесение в реестр сертифицированных производителей и право нанесения спецмаркировки на свои товары. В ведомстве надеются, что их законопроект вступит в действие с 1 января 2021 года.
Проблема с этим предложением, подчеркивают независимые эксперты, заключается в том, что по мировым стандартам использование каких бы то ни были химикатов при производстве экопродукции не допускается. А наличие вредных веществ «в разрешенных пределах» противоречит самой идее экологической чистоты таких товаров. Такой «деликатный» подход, предупреждают они, конечно, облегчит жизнь российским производителям при работе на внутреннем рынке, однако создаст большие проблемы при попытке выйти на зарубежные рынки. Поэтому здесь лучше не торопиться, а взвесить аргументы и выработать продуманное решение, удовлетворяющее все стороны.
Реализация требований закона
Наконец, еще одна проблема, с которой предстоит столкнуться нашей стране после введения в действие соответствующего закона, - это вопрос его реализации. Действительно, принятый текст основного закона об органических продуктах, как и следовало ожидать, содержит упоминание о необходимости сертификации таких товаров. Она предполагает прохождение стандартной процедуры оценки соответствия продукта установленным требованиям. Однако вопрос о том, кто именно будет проводить такую оценку, пока остается открытым.
Пока в России отсутствуют лаборатории или сертификационные центры, которые могут провести такую процедуру. Но даже если предположить, что в оставшиеся до 2020 года несколько месяцев они все же будут организованы, их количество окажется явно недостаточным в сравнении с потенциальным объемом рынка органической продукции в стране. Важно понимать, что для работы таким организациям придется сначала самим пройти процедуру аккредитации. Это значит - собрать все нужные документы и предоставить их на рассмотрение в профильные государственные органы, а затем дождаться, пока сведения о компании будут внесены в Единый реестр.
Специалисты предупреждают, что вряд ли с вступлением в силу федерального закона № 280-ФЗ в России вдруг создастся и заработает эффективный и добросовестный рынок органической продукции. Чтобы это действительно произошло, потребуется не один год. Причем сначала эти механизмы стоит опробовать на внутреннем рынке, и лишь потом выходить на экспорт. Однако в любом случае движение в этом направлении - это позитивный тренд. Он демонстрирует внимание нашей страны к основным мировым трендам и готовность конкурировать на этом рынке. Надо только учитывать, что для успеха в этой области недостаточно стремления к такой цели со стороны одной категории участников – будь то государство, производители или другие лица. Необходима совместная грамотная работа в этом направлении. Она должна учитывать не только возможность получения сиюминутной прибыли, но и вопросы деловой репутации и долгосрочной стратегии развития. Они особенно важны именно на рынке экологически чистой продукции.
1544