Решение разногласий в отношении проведения спецоценки условий труда
В некоторых случаях проведение процедуры специальной оценки условий труда (СОУТ) влечет за собой возникновение разногласий между сторонами, вовлеченными в этот процесс. Для того, чтобы сделать порядок разрешения таких споров максимально прозрачным и упростить его, уполномоченный контролирующий орган недавно принял специальный нормативно-правовой акт, регламентирующий алгоритм действий заинтересованных лиц в таких ситуациях. Речь идет о Приказе Минтруда от 5 декабря 2016 г. № 709н «Об утверждении административного регламента предоставления Федеральной службой по труду и занятости государственной услуги по рассмотрению разногласий по вопросам проведения специальной оценки условий труда, несогласия работника с результатами проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте, а также жалоб работодателей на действия (бездействие) организации, проводящей специальную оценку условий труда».
Категории лиц, имеющих право обратиться с заявлением
Принятый приказ предоставляет возможность оспорить неправомерные действия оппонента всем сторонам, вовлеченным в процесс проведения спецоценки. В частности, в качестве заявителей, сообщающих о наличии тех или иных нарушений в ходе этой процедуры, могут выступать:
- сотрудники, на рабочих местах которых проводилась процедура СОУТ;
- работодатели, выступающие в качестве заказчика услуги по проведению СОУТ, либо организации, являющиеся членами объединений работодателей;
- профсоюзные организации сотрудников либо иные учреждения, созданные в целях представления их интересов;
- компании, проводящие процедуру спецоценки.
Порядок и сроки предоставления услуги
Документ устанавливает, что осуществление разбирательства в спорных ситуациях, предметом которых является проведение СОУТ, представляет собой государственную услугу, предоставление которой регламентируется аналогично других типам таких услуг. В частности, достаточно жесткие регламенты установлены в отношении нормативных сроков проведения всех процедур в рамках проработки обращения. Так, в частности, в приказе установлены следующие нормативы в отношении периодов времени, в течение которого должны быть реализованы необходимые действия.
Вид регламента | Временные нормативы |
---|---|
Продолжительность ожидания приема при подаче заявления | Не более 15 минут |
Срок проведения необходимых процедур для вынесения решения по заявлению | Не более 30 рабочих дней |
Срок приостановления реализации таких процедур для проведения проверки по заявлению | Не более 20 рабочих дней |
Срок направления сведений о результатах рассмотрения обратившемуся | Не более 3 рабочих дней |
Оператором предоставления соответствующей услуги выступает территориальное подразделение Государственной трудовой инспекции, соответствующее месту фактической регистрации заявителя.
Отказ в предоставлении услуги
В момент поступления заявление о наличии нарушений в ходе осуществления процедуры СОУТ должно быть зарегистрировано, после чего специалисты уполномоченного ведомства должны установить наличие или отсутствие оснований для отказа в осуществлении разбирательства. Фактически такое решение может быть принято в трех основных случаях:
- предоставление сфальсифицированных документов;
- предоставление неправильно оформленных документов;
- предоставление документов лицом, не входящим в число заявителей, зафиксированных в приказе.
В случае, если ни один из перечисленных случаев не относится к рассматриваемому делу, ведомство обязано приступить к рассмотрению дела по существу. Основная часть работы в этом случае будет заключаться в проведении анализа описанной в заявлении ситуации на предмет выявления нарушений Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда». По результатам анализа случая заявителю будет направлено уведомление о результатах проведенного рассмотрения.
1129