Проверки юридических лиц и предпринимателей
Сегодня государственные органы уделяют большое внимание вопросам обеспечения безопасности на российских предприятиях, находящихся в ведении юридических лиц и предпринимателей, в различных аспектах их деятельности. Это, в свою очередь, выражается в активной работе по проведению контрольно-надзорной деятельности в отношении них. Вместе с тем, руководителям компаний не стоит забывать и о том, что в случае проведения проверки на их предприятиях представителям государственных органов необходимо строго соблюдать положения действующего законодательства, устанавливающие права проверяемых субъектов. В противном случае руководство компании может обратиться с жалобой на неправомерные действия инспекторов, а сами результаты проверки будут признаны нелегитимными.
Проверяющие органы
В зависимости от специфики конкретного предприятия, в своей деятельности оно чаще всего сталкивается с представителями тех или иных контролирующих ведомств. Например, компании, занятые в сфере торговли или обслуживания населения, как правило, находятся под пристальным мониторингом со стороны Роспотребнадзора в связи с тем, что именно это ведомство ответственно за проверку качества товаров и услуг, предоставляемых населению, а также за вопросы защиты прав потребителей.
Вместе с тем, некоторые аспекты, подлежащие контролю со стороны государственных органов, являются одинаково важными для предприятий всех отраслей деятельности. В этой связи организации периодически подвергаются проведению различных видов проверок со стороны органов Государственного пожарного надзора или Государственной инспекции труда.
Нормативные документы, регулирующие надзорную деятельность
Основным документом, который регламентирует ключевые аспекты осуществления контрольных мероприятий в отношении юрлиц и предпринимателей, является Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Его действие распространяется на реализацию большинства видов проверок со стороны государственных органов.
Вместе с тем, бизнесменам необходимо иметь в виду, что в особых случаях актуальное законодательство допускает проведение контрольных мероприятий, выходящих за рамки действия указанного нормативно-правового акта. Речь идет о порядке осуществления надзорной деятельности со стороны органов прокуратуры, которая не подчиняется положениям ФЗ-294.
Санкции за нарушение требований к порядку работы
Как правило, в каждой отдельной отрасли деятельности применяются специальные документы, устанавливающие порядок осуществления деятельности предприятиями, занятыми в соответствующей сфере. Однако ответственность за невыполнение требований всех этих нормативных актов в большинстве случаев зафиксирована в одном документе — Кодексе об административных правонарушениях. Кроме того, в особенно тяжелых случаях к должностным лицам и руководству компании могут применяться также положения Уголовного кодекса.
В частности, административная ответственность за несоблюдение установленных требований чаще всего принимает вид денежного штрафа либо перерыва в работе: для должностного лица она называется дисквалификацией, для юридического лица или предпринимателя — приостановлением деятельности. Так, соответствующие меры применяются для следующих видов нарушений:
- несоблюдение требований актуального законодательства в сфере охраны труда;
- невыполнение требований к осуществлению деятельности предприятий со стороны Роспотребнадзора;
- несоблюдение требований пожарной безопасности.
Во всех этих случаях к виновнику могут быть применены весьма серьезные санкции, которые достигают одного миллиона рублей или приостановления работы на период до 90 суток.
913