Проведение СОУТ для экипажей кораблей
Дополнено 27.06.2019
Особенные правила оценки условий труда должны быть установлены для специфических отраслей. Это заявление на днях, 18 июня, выросло в утверждение нового приказа Минтруда, который пересматривает правила СОУТ для экипажей кораблей внутреннего плавания и морских судов.
Приказом № 301н чиновники Министерства постановили, что СОУТ для членов корабельных экипажей будет проводить специальная комиссия, которую будут составлять как представители работодателя, так и участники профсоюзной организации. Все исследования трудовых условий и измерения по безопасности будут проводиться в рабочем режиме судна, но не коснутся помещений и палуб, где экипаж проводит опасные работы, способные представлять угрозу для экспертов. В том случае, если корабль долгое время не заходит в порт, находясь в рейсе, для оценки безопасности условий труда могут использоваться данные, полученные в результате испытаний судна в верфи, в которой оно было построено.
СОУТ будет проводиться выборочно на одном судне (если в собственности работодателя находятся 2-5 кораблей одной модификации) или на 2 и более судах (если ему принадлежит более 5 однотипных судов).
Методика проведения СОУТ
Нормативная база для проведения спецоценки на кораблях является стандартной: в ходе ее проведения должны соблюдаться требования федерального закона № 426-ФЗ и постановления Минтруда № 33н. Оно устанавливает общие параметры методики выполнения СОУТ. Положения приказа № 301н применяются для целей уточнения и дополнения данных нормативных документов, а также учета специфики данной области деятельности.
Требования к процедуре СОУТ
Эксперты, проводящие спецоценку, обязаны пройти инструктаж в сфере безопасности труда на корабле. При этом вся их работа по проведению замеров и иных операций осуществляется под постоянным надзором сотрудника, ответственного за безопасность судовой службы. Это может быть старпом, старший механик или другой работник.
Для проведения испытаний используется обычный рабочий режим корабля. При определении его параметров учитывается назначение и вид судна. Например, если корабль предназначен для перевозки грузов, то проводить спецоценку можно только при их наличии на судне. Процедура оценки проводится при условии, что это не представляет опасности для самого эксперта или работников судна. В противном случае следует руководствоваться статьей 12 426-ФЗ. Она гласит, что если проведения испытаний в рамках СОУТ угрожает жизни каких-либо вовлеченных лиц, такие испытания не подлежат проведению, а условия труда на данном месте признаются опасными без дополнительных исследований.
Идентификация вредных факторов
При проведении СОУТ на корабле учитывается, что помещения судна одновременно являются для работниками местом выполнения трудовых обязанностей и отдыха. Это накладывает свой отпечаток на идентификацию условий труда, поскольку шум, вибрация и другие вредные факторы продолжают действовать на работника и после окончания смены.
На процесс спецоценки на кораблях распространяется действие ст. 16 426-ФЗ об аналогичных местах работы. Аналогичными в данном случае признаются места, отвечающие одному из условий:
- СОУТ проводится на одном судне;
- спецоценка проводится на однотипных кораблях, построенных по одному проекту на одном предприятии. При этом основные характеристики судов, такие как число работников, параметры механизмов и инженерных систем должны полностью совпадать. Суда разных модификаций не признаются однотипными.
1679