Порядок получения дополнительного профессионального образования
Несмотря на то, что в процессе предоставления услуг по дополнительному профессиональному образованию значительная роль отводится самостоятельному регулированию этого процесса вовлеченными сторонами, то есть обучающимся и образовательной организацией, тем не менее, действующее законодательство все же регламентирует основные принципы обучения такого характера. В частности, речь идет в первую очередь о Федеральном законе от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», который представляет собой ключевой нормативно-правовой акт, устанавливающий законодательные требования к осуществлению образовательной деятельности в этой сфере.
Возможности получения допобразования
Указанный документ предусматривает несколько возможностей для получения образования в дополнение к основному, которые основываются на текущих потребностях и условиях, в которых находится обучающийся. Так, в общем виде выделяются следующие допустимые варианты обучения по дополнительному профилю:
- непрерывное получение образования, которое производится посредством единовременного освоения всех включенных в программу курсов и дисциплин в ходе установленного промежутка времени. Такой вариант хорошо подходит для тех обучающихся, которые параллельно осваивают программу основного среднего или высшего профессионального образования или, например, проходят дополнительное обучение по согласованию с работодателем и имеют зафиксированную возможность регулярно посещать занятия на постоянной основе;
- поэтапное освоение предусмотренной образовательной программы, предполагающее значительно большую гибкость в процессе обучения. Так, в данном случае обучающийся может в период наличия у него такой возможности освоить несколько курсов, образовательных блоков или целых модулей, а затем сделать перерыв в обучении до момента возникновения у него достаточного количества свободного времени для того, чтобы перейти к освоению следующего курса, блока или модуля. Кроме того, этот способ обучения предполагает активное использование нестандартных форм получения образования, включая сетевые варианты прохождения подготовки, практику на предприятиях, соответствующих профилю обучения, и т.д. Такой вариант получения дополнительного образования подойдет, например, лицам, которые заняты трудовой деятельностью, предполагающей частые командировки, работают в условиях реализации проектов с конкретным сроком окончания и проч.;
- в некоторых случаях действующее законодательство допускает, чтобы получение дополнительного образования полностью или частично осуществлялось в форме стажировки, предполагающей осуществление трудовой деятельности в условиях выполнения реальных функциональных задач, направленных на достижение целей коммерческой компании, чья деятельность соответствует профилю обучения.
Сроки освоения образовательных программ
Если получение основного среднего или высшего образования имеет установленную действующим законодательством продолжительность, зависящую от уровня присваиваемой квалификации, то длительность дополнительного обучения устанавливается более гибкими методами. Так, 273-Ф3 позволяет образовательным организациям, предоставляющим соответствующие услуги, право самостоятельно определять продолжительность такого обучения, необходимую для того, чтобы получатель услуги мог в полной мере освоить все предоставляемые ему знания и навыки. Вместе с тем, в целях обеспечения необходимого минимального уровня квалификации по результатам обучения в Письме Минобрнауки от 9 октября 2013 г. N 06-735 «О дополнительном профессиональном образовании» определены следующие минимально допустимые сроки получения допобразования в зависимости от его вида:
- 16 часов — для программ повышения квалификации;
- 250 часов — для программ переподготовки.
Аттестация обучающихся
Освоение дополнительной образовательной программы вне зависимости от ее профиля, типа и направления должно завершаться итоговой аттестацией обучающегося, по итогам которой будет установлено, удалось ли ему в необходимой степени освоить предоставленные знания и навыки, чтобы овладеть новой специальностью или повысить уровень своей профессиональной квалификации. В случае успешного прохождения аттестационных процедур обучающийся получает документ, подтверждающий присвоение такой квалификации или специальности. В случае, если прохождение дополнительного обучения осуществлялось параллельно с получением основного образования среднего или высшего уровня, оба документа обучающийся должен будет получить одновременно.
1693