Положение об охране труда в организации
Действующее законодательство обязывает работодателя обеспечивать безопасность своих сотрудников в процессе их труда. В соответствии с ч.2 статьи 212 Трудового кодекса эта обязанность реализуется в том числе посредством разработки и организации эффективного функционирования системы управления охраной труда (СУОТ). Ее принципы и особенности, в свою очередь, должны быть документально зафиксированы.
Порядок разработки
Соответствующие принципы и другие параметры указанной системы прописываются в специальном локальном нормативном документе. В этом качестве выступает положение о системе управления охраной труда. Как правило, его разработку поручают сотруднику, на которого возложен основной объем обязанностей по обеспечению безопасности персонала в компании, то есть специалисту по ОТ или руководителю профильной службы.
Вместе с тем, целесообразно задействовать в этой работе и других специалистов. Например, сотрудники юридической службы обеспечат соответствие содержания локального правового акта требованиям действующего трудового законодательства, а бухгалтерия определит возможные источники и объемы финансирования необходимых мероприятий. После составления документа он представляется на согласование руководителю компании. Если глава предприятия согласен с представленным проектом, он утверждает его посредством издания приказа.
С содержанием этого документа необходимо ознакомить всех сотрудников предприятия. Сделать это нужно под роспись: наличие личной подписи каждого работника послужит свидетельством того, что он был проинформирован о правилах и требованиях безопасности, действующих в компании. Собирать подписи сотрудников удобно в специальной ведомости.
Области применения
- организационные;
- мероприятия правового и юридического характера;
- инженерные и технические;
- социальные;
- профилактические и реабилитационные.
Это - наиболее общий перечень областей, охватываемых содержанием данного документа. Конкретное наполнение каждой области определяется для организации индивидуально с учетом особенностей используемых технологических процессов, имеющихся факторов риска и других характеристик.
Мероприятия по ОТ
Минтруд в письме от 30.06.2016 № 15-2/ООГ-2373 разъясняет, что компания может самостоятельно устанавливать перечень мероприятий, которые обеспечивают необходимый уровень безопасности ее сотрудников в процессе работы. Тем не менее, в этой сфере существуют определенные наработки, которые позволяют составить максимально эффективный и практически реализуемый список мер, подходящих большинству организаций. В частности, для этой цели рекомендуется использовать типовое положение, приведенное в приказе Минтруда от 19.08.2016 № 438н.
Например, базовая структура этого локального нормативного документа может включать в себя следующие разделы:
- базовые нормативные документы, использованные при разработке СУОТ, и ее основные цели и задачи;
- базовые принципы политики по ОТ на предприятии;
- порядок распределения должностных обязанностей между сотрудниками, принимающими участие в обеспечении функционирования системы;
- уровень и характер профессиональных рисков, характерных для отдельных профессий, специальностей или их групп;
- правила ознакомления сотрудников с требованиями ОТ, действующими на предприятии, и соответствующей нормативной документацией;
- порядок проведения подготовки и специального обучения;
- перечень мер по ОТ, предусмотренных в данной компании;
- порядок действий в случае наступления аварийной ситуации или иных форс-мажорных обстоятельств;
- правила усовершенствования и пересмотра действующей системы ОТ;
- порядок хранения документации.
Важно следить за тем, чтобы положение о службе охраны труда не противоречило требованиям актуального законодательства, включая Трудовой кодекс и другие нормативные документы. Например, срок хранения такой документации определяется приказом Минкультуры от 25.08.2010 № 558. Этот приказ предусматривает, что в большинстве компаний хранить такой документ следует в течение 45 лет. Если же на предприятии имеются вредные или опасные условия работы, он увеличивается до 75 лет. В случае, если документ подвергался пересмотру и изменениям, хранить необходимо все его версии, которые в течение определенного времени действовали в компании.
1084