Охрана труда в ночном клубе
Развлекательные заведения являются местами повышенной опасности: большие скопления людей, физическая и психологическая нагрузка, особенно в ночное время, вибрация и шум, частые несоблюдения требований пожарной и технической безопасности, нестабильный микроклимат — все это требует от администрации ночного клуба или дискотеки повышенного внимания к нормативам охраны труда.
В основном, наиболее частые нарушения в области охраны труда в ночном клубе касаются пожарной и санитарной безопасности. До сих пор на слуху история в клубе «Хромая лошадь» в Перми, когда из-за нарушения противопожарных норм погибли 156 человек. С того времени к состоянию безопасности клубов предъявляются особенно строгие требования, и инспекции СЭС и МЧС в таких заведениях — не редкость. К серьезным штрафам может привести и инспекция ГИТ, учитывая, что сотрудникам клубов приходится работать в непростых условиях. Рассмотрим вкратце, на что нужно обратить внимание при организации охраны труда в ночном клубе.
Необходимая документация
- Заключение госпожнадзора. Срок действия заключения — 6 месяцев, оформляется в региональном отделении Государственного пожарного надзора. Требуется как при проверках, так и при оформлении лицензии на розничную торговлю алкоголем.
- Санитарно-эпидемиологическое заключение. Срок действия — 1 год, оформляется документ в территориальном подразделении Роспотребнадзора.
- Журнал регистрации противопожарного инструктажа, проводимого для всех принятых работников не реже 1 раза в 6 месяцев.
- План эвакуации, вывешенный на видном месте с указанием телефонов служб оперативного реагирования и должностных лиц, ответственных за эвакуацию персонала и посетителей.
- План противопожарных мероприятий (проведение противопожарных учений, порядок тушения пожара, проверка и перезарядка огнетушителей, инструктажи по ПТМ и т. д.) и приказ о назначении лица, ответственного за пожарную безопасность.
- Журнал регистрации вводного инструктажа, проводимого для всех новых сотрудников, поступающих на работу, и программа вводного инструктажа.
- Журнал регистрации первичного инструктажа на рабочем месте для сотрудников, связанных с наладкой и обслуживанием оборудования (осветительных приборов, звуковой аппаратуры и т. д.).
- Инструкции по охране труда, составляемые по видам работ, проводимых в клубе: например, инструкция по ОТ для охранника, инструкция по ОТ для бармена, инструкция по ОТ для уборщика и т. д. Пересмотр инструкций и их актуализация проводится раз в 5 лет.
- Журнал учета выдачи инструкций.
- Журнал регистрации несчастных случаев и акты регистрации несчастных случаев.
- Журнал регистрации проверки знаний работников по охране труда.
- Документация, подтверждающая проведенные мероприятия по охране труда.
Технические средства безопасности
Помимо необходимой документации в ночном клубе также должны функционировать все технические средства, отвечающие за безопасность:
- охранная и пожарная сигнализация;
- система автоматизированного пожаротушения и огнетушители;
- система видеонаблюдения;
- средства контроля доступа;
- «тревожная кнопка»;
- средства связи;
- система оповещения;
- проходные рамки;
- детекторы и металлоискатели.
Мероприятия по охране труда
Существует перечень обязательных мероприятий по охране труда, которые обязано провести руководство ночного клуба. В частности, к таким относятся:
- Специальная оценка условий труда (СОУТ) — проводится раз в 5 лет в соответствии с требованиями 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда». По итогам оценки всем рабочим местам присваивается класс вредности условий труда (так, для охранника чаще всего присваивается вредный класс 3.1, для диджея или звукооператора — допустимый 2). Результаты спецоценки понадобятся во время проверок государственной инспекции труда или при расследовании случаев травматизма.
- Обучение по охране труда и проведение инструктажей. Обучение в аккредитованном учебном центре должны раз в 3 года проходить руководители клуба, инструктажи — все без исключения работники заведения.
- Обучение по пожарной безопасности (пожарно-технический минимум) раз в 3 года проходят все сотрудники ночного клуба помимо противопожарного инструктажа, проводимого раз в полгода.
Организация охраны труда в ночном клубе, в особенности, в клубе с высокой посещаемостью — дело ответственное, и разработку мероприятий и подготовку необходимой документации рекомендуется доверить профессионалам. Если в клубе нет собственного инженера по охране труда, ответственность за проверку документов и инспекцию помещений можно делегировать приглашенным специалистам — так эксперты Attek group с радостью проведут аудит по охране труда в ночном клубе, укажут на все нарушения и предоставят рекомендации по их устранению.
2435