Обеспечение пожарной безопасности для мест с массовым скоплением людей в России и Казахстане
Россия и Казахстан уже много десятилетий поддерживают дружеские отношения, что приводит к тому, что они становятся членами различных объединяющих организаций. Сначала это был СССР, затем СНГ, а с 2007 года они также являются членами Таможенного союза, который затем получил наименование Евразийского таможенного союза.
Законодательство Таможенного союза в области пожарной безопасности
- Законодательство Таможенного союза в области пожарной безопасности
- Вопросы безопасности при пожаре
- Места массового пребывания людей
- Нормативная база РФ в области обеспечения пожбезопасности
- Нормативная база РК в области обеспечения пожбезопасности
- Требования к обеспечению безопасности мест с массовым пребыванием людей при пожаре
- Соблюдение законодательства
Последнее объединение стало особенно знаковым, поскольку оно предполагает не только интенсификацию торговых и экономических отношений, но и унификацию законодательства путем создания общей нормативной базы. Однако необходимо учитывать, что сам по себе Таможенный союз пока достаточно молод, и далеко не все запланированные процессы уже нашли свое практическое воплощение. Одним из примеров такой ситуации является область пожарной безопасности.
В этой сфере общие нормативные документы, которые должны установить единые требования к обеспечению безопасности граждан и материальных активов в случае пожара, пока находятся в стадии разработки. При этом эксперты полагают, что таких документов должно быть несколько, поскольку данная сфера является весьма широкой и охватывает как производственные, так и организационные вопросы. На данный момент в стадии максимальной готовности находится, пожалуй, ТР ЕАЭС 43/2017, посвященный требованиям безопасности в отношении специальных средств и приспособлений, используемых при пожаротушении. Однако он пока не прошел процедуру согласования и принятия. Что касается каких-либо других техрегламентов в этой области, распространяющих свое действие на все государства Таможенного союза, то официальных проектов документов общественности пока не предъявлялось.
Вопросы безопасности при пожаре
В такой ситуации государства, входящие в состав ЕАЭС, вынуждены вести собственную нормативную базу, определяющую требования в области обеспечения пожарной безопасности населения и различных типов объектов. При этом особое внимание в этом вопрос уделяется проблемам, которые имеют наибольший потенциал с точки зрения масштаба негативных последствий. Одной из таких проблем является обеспечение безопасности мест с одновременным массовым пребыванием людей в случае пожара.
Места массового пребывания людей
Несмотря на общий бэкграунд и частично схожие методологические подходы в области обеспечения гражданской и пожарной безопасности, в вопросе определения термина «места массового пребывания людей» законодатели РФ и РК расходятся достаточно значительно. Так, в России он определяется на основании постановления Правительства № 390. Так, согласно п. 7 данного нормативного документа таким местом признается объект, который предусматривает возможность одновременного нахождения 50 и более человек.
В Казахстане для определения этого термина применяется ч.5 ст. 1 Закона от 11 апреля 2014 года № 188-V 3PK, посвященного вопросам организации гражданской защиты населения. Данный раздел законодательства указывает, что количество людей, которые учитываются при одновременном присутствии на объекте в целях признания его местом массового пребывания (ОМПЛ), дифференцируется в зависимости от его характера. Так, ОМЛП считаются:
- гостиницы, медицинские и образовательные организации, - если они рассчитаны на одновременное присутствие 25 и более человек;
- вокзалы, организации сервисного обслуживания, общепита, торговли, а также развлекательные объекты, включая спортивные, зрелищные, культурные, просветительские и иные, - если они предполагают одновременное присутствие 100 и более человек.
Нормативная база РФ в области обеспечения пожбезопасности
Требования в сфере пожарной безопасности в России определены несколькими ключевыми нормативными документами, действие которых распространяется на всех без исключения субъектов. К числу таких документов относятся:
- федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ, который представляет собой национальный техрегламент в области пожбезопасности;
- федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ, посвященный основным вопросам безопасности при пожаре;
- постановление Правительства № 390, устанавливающее правила реализации противопожарного режима. Этот документ был принят 25 апреля 2012 года.
Действие этих нормативных документов дополняется рядом специализированных и отраслевых постановлений и приказов. Заметно, что все они были приняты достаточно давно – в особенности это касается ключевых правовых актов, имеющих статус федеральных законов. Неудивительно поэтому, что с момента принятия в них неоднократно вносились изменения. Однако то, что они до сих пор продолжают действовать, свидетельствует о сохранении основных принципов обеспечения пожбезопасности в России.
Нормативная база РК в области обеспечения пожбезопасности
Для Республики Казахстан, напротив, характерен более динамичный подход к формированию нормативной базы в области обеспечения безопасности при пожаре. Так, еще несколько лет назад основные требования в этой области определялись национальным техрегламентом от 16 января 2009 года № 14, устанавливающим общие правила в данной сфере. Однако восемь лет спустя приказом министра внутренних дел от 23 июня 2017 года № 439 был введен в действие новый техрегламент, и в том же году действие прежнего документа было прекращено. Одновременно с ним перестали действовать еще несколько техрегламентов – например, документ о безопасности специальной пожарной техники, правила обеспечения средствами пожаротушения различных категорий объектов и др.
В дополнение к национальному регламенту основные вопросы в данной сфере регулируются следующим ключевыми документами:
- постановление Правительства РК от 9 октября 2014 года № 1077, посвященное вопросам пожбезопасности;
- закон «О гражданской защите», о котором упоминалось выше;
- постановление Правительства РК от 25 сентября 2014 года № 1017, определяющее перечень учреждений, обязанных иметь собственное пожарное подразделение;
- некоторые другие нормативные документы.
Требования к обеспечению безопасности мест с массовым пребыванием людей при пожаре
Несмотря на различия в терминологии, в России и Казахстане действует ряд схожих требований к достижению требуемого уровня безопасности граждан в случае возгорания. При этом в других вопросах в этой сфере, напротив, наблюдаются существенные расхождения. Основные сходства и различия требований, содержащихся в действующей нормативной базе, приведены в нижеследующей таблице.
Россия |
Казахстан |
Запрет на применение пожароопасных устройств (свечи, фейерверки и проч.), кроме хлопушек и бенгальских огней, которые относятся к I классу по ТР ТС 006/2011, и проведение пожароопасных работ |
Запрет на решетки и ставни на окнах |
Запрет на уменьшение допустимой ширины проходов, в том числе путем установки дополнительной мебели |
Запрет на применение пожароопасных устройств (свечи, фейерверки и проч., а также неуправляемые летающие фонарики с открытым огнем) и проведение пожароопасных работ |
Запрет на полное выключение света |
|
Запрет на превышение нормативов по количеству человек с учетом площади и характера помещения |
Запрет на уменьшение допустимой ширины проходов, в том числе путем установки дополнительной мебели |
Осмотр помещения на предмет соблюдения требований пожбезопасности перед мероприятием и дежурство ответственных работников во время мероприятия |
|
Наличие планов осуществления эвакуации на случай пожара |
Запрет на полное выключение света |
Наличие специальной инструкции о поведении сотрудников при возникновении пожара |
Запрет на применение самодельной электротехники |
Практические мероприятия по обучению персонала не реже 1 раза в шесть месяцев |
Наличие исправных указателей выхода, которые должны быть включены во время пребывания людей |
Наличие работающих фонарей в количестве не менее 1 штуки на 50 человек |
Проведение мероприятий допускается только после проверки соблюдения требований пожбезопасности с фиксацией в журнале |
Закрепление напольных покрытий |
Наличие исправных электрофонарей у дежурного персонала из расчета не менее чем 1 фонарь на 1 дежурного |
Дополнительные требования при проведении массовых мероприятий в зависимости от особенностей здания и аудитории |
Надежное закрепление напольных покрытий, исключающее возможность смещения |
Соблюдение законодательства
Соблюдение действующего законодательства в сфере пожарной безопасности остается сложным вопросом для обоих государств. Об этом свидетельствуют результаты проверок, регулярно проводимых надзорными ведомствами. Так, в 2018 году структуры МЧС, ответственные за осуществление пожарного надзора, провели проверку 86 тысяч объектов. В числе подвергшихся мероприятиям по контролю и надзору были более 10 тысяч торговых центров. В результате таких мероприятий проверяющие обнаружили более 280 тысяч нарушений. При этом почти 10% из них были связаны с несоблюдением действующих норм еще на этапе проектирования и строительства.
В Казахстане крупная серия проверок пожбезопасности была реализована весной 2018 года. По итогам проверок более 1200 объектов, предполагающих возможность массового пребывания людей, инспекторы зафиксировали свыше 15 тысяч нарушений. На виновников был наложены денежные штрафы, общая сумма которых превысила 19 миллионов тенге.
1526