Обеспечение единства измерений в России: стратегия Росстандарта
В 2017 году после длительной подготовительной работы Росстандарт добился окончательного утверждения стратегии, которая направлена на обеспечение единства измерений. Результатом этой деятельности стало утверждение идей ведомства в форме официального нормативного документа. Речь идет о специальном распоряжении Правительства РФ за номером от 19 апреля 2017 года N 737-р. Оно утвердило разработанную ведомством стратегию, установив срок ее реализации на период до 2025 года. Фактически она представляет собой публичную декларацию, которая оформляет основные направления работы организации на восьмилетний период.
Предпосылки разработки Стратегии
- Предпосылки разработки Стратегии
- Сфера применения документа
- Текущее состояние системы обеспечения измерительного единства
- Основные цели и задачи
- Возможности реализации Стратегии
- Основные ожидаемые результаты
- Процесс реализации программы
Необходимость формирования этого документа была обусловлена вполне определенными причинами. Их перечень приводится в специальном разделе IV, который включает в себя описание существующих системных в области обеспечения единства применяемых измерений. В этом списке перечислены:
- отсутствие действенного механизма формирования прогнозов о потребностях общества и экономики в измерениях;
- ряд проблем, связанных с номенклатурой применяемого оборудования. В этом разделе упоминались устаревание некоторых измерительных приборов, например, в сфере ЖКХ, неудовлетворенная потребность в современных средствах измерений, например, в обеспечении безопасности дорожного движения, некорректное использование зарубежной техники без необходимых освидетельствований и поверок. Также в этом разделе указывалось на отсутствие единой базы данных об используемой аппаратуре и соответствующие задержки в разработке необходимого методологического обеспечения для ее использования;
- устаревший характер нормативной базы в сфере метрологии и единства производства измерений;
- устаревание действующей базы эталонов и научно-технических образцов средств, применяемых для выполнения измерений. Отмечается, что их применение в работе современных высокоточных средств измерений становится затруднительным;
- дефицит квалифицированных специалистов.
Такие результаты в части мониторинга состояния системы применения измерительных средств были получены в результате обширной работы: мониторинга существующей потребности в стандартах проведения измерений, которая проводилась в течение пяти лет, предшествующих разработке Стратегии, - в 2010-2015 годах.
Сфера применения документа
В пояснительной части документа отмечается, что обеспечение единства всех средств измерения, применяемых на территории России, является важнейшей составной частью национального благополучия. Это связано с тем, что применение единой системы – это необходимое условие для эффективного промышленного производства и функционирования других сфер. В качестве приоритетных направлений, в которых будут реализовываться положения документа, в Стратегии обозначены:
- сертификация и обеспечение экологической безопасности;
- таможенное дело;
- фармацевтика;
- контроль за обращением наркотических средств;
- химическое производство;
- проведение клинической диагностики.
В документе особенно подчеркивается, что обеспечение единства измерительных средств – это обязательное условие полноценного функционирования и развития единого торгового пространства Евразийского таможенного союза, в том числе в области применения действующих и разрабатываемых техрегламентов.
Текущее состояние системы обеспечения измерительного единства
На момент принятия Стратегии в РФ существовали 164 государственных эталона, которые подлежали использованию во всех ситуациях, требующих проведения измерений. Это – так называемые первичные эталоны, от которых для различных областей деятельности производятся специальные эталоны, необходимые для решения тактических задач. С применением указанных первичных эталонов в России сформировано свыше 60 тысяч специальных эталонов.
Однако, отмечается в документе, в развитых странах нормальный срок обновления эталонной базы составляет 5-7 лет. При этом более трети действующих российских эталонов были сформированы свыше десяти лет назад. Средний возраст действующих эталонов оценивается в 11 лет.
Основные цели и задачи
Ключевые цели разработки и реализации стратегии обозначены в Стратегии весьма четко:
- развитие системы обеспечения единства измерительных средств в России до уровня ведущих мировых государств с упором на отечественное производство необходимой аппаратуры;
- формирование необходимых условий для создания действительно инновационной экономики в РФ;
- обеспечение полного соответствия системы измерений во всех сферах экономической деятельности, включая оборонную промышленность.
Реализация этих целей, разумеется, будет иметь свою специфику в различных сферах деятельности. В документе подробно раскрываются задачи ее реализации в таких областях как промышленность, здравоохранение, энергетика, экология и другие.
Возможности реализации Стратегии
При формировании документа его разработчики учитывали, что возможности достижения поставленных целей будут зависеть не только он интенсивности работы в этом направлении, но и от объективных социально-экономических условий. В этой связи ими предложены два вероятных сценария развития событий, в каждом из которых прогнозируемые результаты этой деятельности будут различаться:
- так называемый умеренно-оптимический, который разработчиками стратегии считается базовым, то есть наиболее вероятным. В рамках этого сценария предполагается активная политика государства в направлении снижения существующей социально-экономической напряженности и успешные результаты этой политики, которые создадут почву для стабильного экономического развития страны;
- инерционный, который предполагает сохранение тенденций, сложившихся в экономике и политике на момент формирования стратегии, а также ограниченные инвестиции в развитие средств измерений и обеспечения единства этой системы со стороны государственных и частных компаний.
В документе приводится стройная система критериев и показателей, которые будут использования для оценки результатов реализации Стратегии. Они имеют как качественный, так и количественный характер: качественные критерии приведены в основном тексте документа, количественные – в приложении к нему. При этом отмечается, что все приведенные параметры указаны для оптимистичного сценария развития экономики. Реализация инерционного сценария предполагает некоторое снижение оцениваемых показателей.
Основные ожидаемые результаты
Среди основных итогов, которые ожидаются при оптимистичном сценарии от реализации Стратегии, названы:
- полная обеспеченность измерений в области осуществления госрегулирования;
- сокращение стоимости услуг в сфере обеспечения измерительного единства на 30%;
- сокращение времени на получение такой услуги до двух раз для отдельных регионов РФ;
- рост объемов предоставления услуг в дистанционном формате в 1,75 раза;
- снижение среднего возраста первичных эталонов до 9 лет;
- рост доли отечественных эталонов до 75% от их общего числа. При этом по стандартизованным образцам и утвержденным типам применяемых измерительных средств доля отечественных изделий будет несколько ниже – 70%.
- достижение доли метрологов, ежегодно проходящих переобучение и повышение квалификации, до 20%.
Все указанные цифры приведены на момент завершения программы, то есть к 2025 году. Кроме того, по всем показателям запланированы контрольные цифры на предыдущие периоды ее реализации.
Процесс реализации программы
До завершения Стратегии остается еще семь лет, поэтому говорить даже о промежуточных результатах пока рано. Однако некоторые итоги деятельности в этом направлении в 2018 году в Росстандарте все же подвели. Так, заместитель главы ведомства Сергей Голубев оценил работу специалистов за этот период положительно. Он отметил, что в 2018 году была полностью разработана «Дорожная карта», необходимая для последовательного выполнения всех необходимых операций в рамках Стратегии. При этом более чем по 20% показателей, которые были намечены к реализации в 2018 году, отмечено превышение планового уровня.
1076