Государственный контроль соблюдения требований технических регламентов
В настоящий момент на территории Российской Федерации одновременно действуют несколько видов технических регламентов, зафиксированных соответствующими нормативно-правовыми актами. В частности, в отношении ряда товаров уже приняты технические регламенты Евразийского экономического союза (ТР ТС), которые в этом случае являются обязательными к применению для всех его членов. Вместе с тем, в отношении некоторых категорий продукции, для которых разработка таких документов пока еще ведется, применяются технические регламенты Российской Федерации (ТР ТС). Органы государственного контроля ведут постоянный надзор за соблюдением требований всех этих видов документов.
Порядок осуществления контроля
Согласно Приказу Минпромторга России от 03.10.2012 N 1409 «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии государственной функции по осуществлению государственного контроля (надзора) за соблюдением обязательных требований государственных стандартов и технических регламентов», государственной организацией, ответственной за реализацию мер, необходимых для обеспечения эффективного надзора за выполнение требований регламентов, в России является Ростехнадзор.
При этом проверка соблюдения таких требований проводится не только в отношении самой продукции, распространение или продажу которой осуществляет компания, но и в отношении технологически значимых процессов, которые в конечном итоге могут оказать влияние на ее качество. Так, в частности, к числу таких процессов относятся непосредственно выпуск продукции, ее монтаж и осуществление пуско-наладочных работ, транспортировка, использование, хранение, реализация и ликвидация.
Права надзорных органов
Основные положения, определяющие порядок осуществления контроля требований техрегламентов на территории РФ, зафиксированы в Федеральном законе от 27.12.2002 N 184-ФЗ «О техническом регулировании». Этот нормативный документ предоставляет уполномоченным представителям проверяющих органов право осуществлять следующие действия для проверки выполнения необходимых условий:
- требовать представления документов, подтверждающих соответствие продукта установленным требованиям. Указанные документы могут быть представлены в форме декларации или сертификата соответствия в зависимости от типа реализуемой продукции;
- требовать представления документов, подтверждающих легитимность предъявленного сертификата или декларации;
- формировать предписания об устранении нарушений, выявленных в процессе проверки;
- информировать сертификационные организации о необходимости приостановления или прекращения действия документов, подтверждающих соответствие продукта требованиям техрегламентов, при наличии веских причин;
- привлекать нарушителей к ответственности, предусмотренной Кодексом об административных правонарушениях;
- использовать другие методы и инструменты, разрешенные действующим законодательством, для проведения контроля в данной сфере.
Обязанности контролирующего органа
Вместе с тем, действующая нормативная база защищает права предпринимателей на ведение бизнеса, ограничивая полномочия надзорных органов и вменяя им ряд обязанностей при проведении проверок продукции. Так, к их числу относятся:
- обязательное предоставление разъяснений собственникам проверяемой продукции о порядке осуществления контроля и требованиях техрегламентов по их запросу;
- сохранение содержания коммерческой тайны, которая стала известна при проведении проверки;
- соблюдение порядка реализации контролирующих мероприятий, предусмотренного актуальным законодательством.
В случае, если представителями проверяющего органа были допущены нарушения в ходе реализации таких мер, представитель организации может обратиться с жалобой на их действие или бездействие, которая должна быть рассмотрена в течение одного месяца. Если изложенные в ней сведения подтвердятся, виновные будут привлечены к установленным мерам ответственности.
1922