Проведение клинических испытаний медицинских изделий
Согласно действующим правилам все медицинские продукты, допускаемые к обращению на отечественном рынке, должны в обязательном порядке пройти процедуру государственной регистрации. Это весьма непростой и продолжительный алгоритм. Государственным органом, отвечающим за его организацию и координацию, становится Росздравнадзор. Одним из наиболее значимых его этапов выступает выполнение клинических испытаний продукта.
Нормативная база клинических испытаний
Клинические испытания рассматриваются как часть общей процедуры государственной регистрации продукта медицинского назначения. Она регулируется особыми нормативными документами, в список которых входят:
- федеральный закон от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ, посвященный вопросам охраны здоровья граждан;
- приказ Минздрава от 9 января 2014 г. N 2н, устанавливающий правила выполнения разных типов испытаний в рамках процедуры госрегистрации;
- национальный стандарт РФ ГОСТ Р ИСО 14155-2014, определяющий порядок выполнения клинических испытаний;
- другие правовые документы.
Перечисленные нормативные акты используются при реализации алгоритма регистрации товаров медицинского назначения по российским правилам. Кроме этого, сейчас заявители уже могут выполнять эту процедуру по стандартам Евразийского экономического союза. Порядок ее организации установлен решением Совета ЕЭК от 12 февраля 2016 года № 29.
Процедура госрегистрации
Стандартный алгоритм процедуры регистрации медицинского продукта по национальным российским стандартам включает следующие шаги:
- Подготовка к работе. Первым делом на этом этапе необходимо определить исполнителя требуемых исследовательских и испытательных операций и заключить договор с отобранной компанией. В случае, если запланирована регистрация товара, изготовленного за рубежом, потребуется получить особое разрешение на его ввоз в Россию для организации и осуществления процедуры учета.
- Выполнение требуемых типов испытаний. Их характер определяется классом потенциального риска для здоровья пациента, обусловленного применением интересующего нас продукта по назначению. Правила отнесения продукта к конкретному классу определены положениями приказа Минздрава от 6 июня 2012 года N 4н. Для всех категорий товаров проводятся технические и токсикологические испытания. Для товаров, отнесенных к 1 классу риска, а также для продуктов, изготовленных для диагностики in vitro, на этом шаге также выполняются клинические испытания.
- Сбор отчетной документации по результатам предыдущего этапа и составление регистрационного досье. Сформированный пакет документов передается в Росздравнадзор для реализации контроля его состава на предмет полноты и корректности заполнения. Если в этом отношении не обнаружено ошибок, ведомство инициирует процедуру госрегистрации.
- Назначение и выполнение I этапа экспертизы. В ходе нее специально уполномоченная организация проводит анализ документации, сформированной по итогам токсикологических, технических и иных типов испытаний, чтобы определить степень действенности, безопасности и качества товаров. Результаты анализа оформляются в виде отчета установленного образца, который передается на рассмотрение в Росздравнадзор. Ведомство анализирует полученный документ, и в случае положительного итога назначает выполнение клинических испытаний.
- Организация клинических испытаний. В большей части ситуаций этот тип исследований проводится с участием человека, чтобы определить реальный уровень действенности и безопасности продукта, а также параметры его качественных характеристик. Однако согласно положениям приказа Минздрава № 2н такие испытания могут проводиться и без участия человека. Результаты исследований оформляются в виде отчета, который также направляется в Росздравнадзор. При этом на время осуществления КИ процедура госрегистрации приостанавливается, поскольку они могут занимать достаточно длительное время. Конкретная продолжительность процесса исследований зависит от сложности предоставленного на госрегистрацию продукта, его характеристик и иных обстоятельств. Если по итогам анализа отчета ведомство выносит положительное решение, процедура регистрации возобновляется, и оно назначает II этап экспертизы.
- Выполнение II этапа экспертизы. В ходе этой процедуры экспертная организация вновь проверяет степень безопасности, действенности и качества продукта – на этот раз на основании клинических испытаний, проведенных на предыдущем этапе. Результаты прописываются в отчете установленного образца, передаваемом в Росздравнадзор.
- Вынесение окончательного решения о государственной регистрации продукта на основании предоставленного отчета о II этапе экспертизы.
Ведомство может отказать в регистрации на любом из перечисленных этапов, если будет обнаружено, что продукт не соответствует действующим государственным нормативам в области безопасности, действенности или качества. Если же итоговое решение будет положительным, заявителю выдадут регистрационное удостоверение установленного образца. Кроме этого, информация о регистрации продукта будет внесена в специальный реестр, опубликованный на сайте Росздравнадзора.
Назначение клинических испытаний
Итак, как ясно из приведенного описания алгоритма госрегистрации, назначение клинических испытаний – это одна из самых важных фаз основного этапа этой процедуры. При этом для продуктов 1 класса риска и товаров, изготовленных для выполнения диагностики in vitro, ситуация складывается иначе: заявитель своими силами организует выполнение КИ еще на подготовительном этапе, то есть до подачи регистрационного досье в Росздравнадзор. Для всех других продуктов, то есть тех, которые принадлежат к классам 2а (средний риск), 2б (повышенный риск) и 3 (высокий риск) клинические испытания проводятся по назначению контролирующего ведомства. При этом обязательным требованием для этого становится положительный итог I этапа экспертизы качества и безопасности продукта.
В соответствии с приказом № 2н выполнение КИ обязательно осуществляется с участием человека в следующих случаях:
- на регистрацию представляется полностью новый вид медицинского продукта;
- действие регистрируемого продукта основывается на использовании сложных медицинских технологий либо уникальных или специальных методов;
- для регистрируемого продукта требуется получить подтверждение его действенности или безопасности.
В остальных ситуациях КИ могут быть осуществлены без участия человека. Например, это возможно, если на регистрацию представляется продукт иностранного изготовления, для которого за рубежом уже были проведены необходимые исследования, подтвердившие его действенность и безопасность.
Заявитель имеет право самостоятельно определить организацию, которая будет реализовывать необходимые действия в рамках КИ. При этом, однако, в своем выборе он ограничен списком медицинских учреждений, согласованным Росздравнадзором. Этот список опубликован в открытом доступе на портале ведомства. В общей сложности в него сейчас входят 228 организаций, действующих в разных регионах России.
Организация КИ
Выполнение КИ производится по специально созданной программе. Как правило, ее предлагает заявителю медицинская организация, выбранная для реализации необходимых исследований. Согласованный текст программы утверждается руководителем компании-заявителя, а также медицинского учреждения, которое будет выполнять КИ. Если рассматриваемая процедура предполагает участие людей, проект программы также потребуется согласовать с Комитетом по этике. Принципы его работы и порядок создания прописаны в приказе Минздрава от 01.03.2013 № 108. На рассмотрение составленного документа Совету по этике отводится 30 рабочих дней.
В ходе осуществления испытаний состояние людей, принимающих участие в экспериментах, тщательно контролируется на регулярной основе. Если в процессе их выполнения состояние участников процедуры ухудшится, испытания в тот же момент приостанавливаются. Это может стать причиной отказа в регистрации продукта. Кроме этого, результаты КИ признаются неудовлетворительными в следующих случаях:
- назначение и показания к использованию исследуемого продукта не соответствуют информации, приведенной в сопроводительной документации;
- в ходе реализации КИ обнаружены нежелательные реакции, а также побочные действий, которые не были зафиксированы в инструкции по применению к этому товару;
- в ходе применения медицинского продукта обнаруживаются факты появления угрозы здоровью и жизни пациентов или медицинского персонала, обеспечивающего его работу.
В перечисленных ситуациях выявленные обстоятельства будут отражены в отчете экспертной организации, представляемом в Росздравнадзор. Стоит подчеркнуть, что сама такая организация не принимает никаких решений относительно итога процедуры госрегистрации продукта. Эксперты, проводившие анализ товара, только оформляют свои выводы относительно качественных и иных характеристик объекта. Однако в случае, если эти выводы содержат такие данные, велика вероятность, что контролирующее ведомство, проанализировав выводы уполномоченной организации, откажет в регистрации товара. В этой ситуации заявитель имеет право устранить обнаруженные недостатки и вновь подать заявление на регистрацию своего продукта.
1850