Изменения Налогового кодекса в 2020 году
Невзирая на то, что еще не прошло и 6 месяцев 2020 года, уже ясно, что весь текущий год пройдет под знаком пандемии коронавируса. Действие этого экстремального обстоятельства уже коснулось всех сфер жизни общества, включая, конечно, и экономические отношения. И если еще несколько недель назад возможные меры поддержки граждан и организаций только обсуждались, то сейчас они уже официально согласованы на федеральном уровне. 22 апреля 2020 года вступил в силу федеральный закон от 22.04.2020 N 121-ФЗ, который внес ряд существенных изменений в действующий Налоговый кодекс. Проанализируем внесенные поправки более предметно.
Статус документа
17 апреля интересующий нас нормативный документ одновременно был одобрен Советом Федерации и Государственной Думой, а уже через несколько дней подписан Президентом. Его вступление в действие означает внесение изменений во вторую часть Налогового кодекса. Документ содержит только три статьи, причем содержательными из них можно назвать только две. Третья статья указывает, что закон вступает в силу со дня его официальной публикации, а действие большинства содержащихся в нем положений будет распространяться на все правоотношения, возникшие с начала текущего года, то есть с 1 января 2020.
Сферы применения
В общей сложности внесенные поправки касаются четырех основных областей деятельности. В число изменений, которые вносятся в действующее законодательство в связи с вступлением в силу этого федерального закона, вошли следующие меры:
- предоставление субсидий для компаний, принадлежащих к категории малых и средних предприятий;
- введение особого порядка учета расходов на санитарно-гигиенические операции, реализуемые всеми категориями организаций;
- введение особых правил учета авансовых платежей по налогу на прибыль;
- реализация мер поддержки медицинского персонала, занятого в работе, нацеленной на профилактику и лечение коронавирусной инфекции.
Поддержка малых и средних организаций
Малые и средние предприятия больше крупных компаний пострадали от ситуации, связанной с распространением вируса COVID-19. Введение карантинных мер привело к полной остановке работы многих из них. Те же компании, которые получили возможность продолжать свою деятельность, столкнулись с существенным снижением общего числа клиентов и, как следствие, объемов платежеспособного спроса. Поэтому введение специальных мер поддержки этой категории организаций обсуждалось в Правительстве уже около месяца. Теперь решение наконец принято.
Если точнее, в этом направлении сейчас будут реализовываться сразу несколько мер. Постановлением Правительства от 24.04.2020 № 576 введен механизм предоставления финансовых субсидий для этой категории компаний. Их размер утвержден равным величине минимальной оплаты труда (МРОТ), которая на данный момент составляет 12130 рублей. Получить такую выплату могут предприятия, отвечающие следующим требованиям:
- по состоянию на 1 марта 2020 года компания включена в реестр малых и средних предприятий (МСП) по своему основному виду деятельности;
- претендент на получение субсидии продолжает работу, то есть в отношении него не начата процедура банкротства, он не находится в процессе ликвидации и не исключен из реестра ЕГРЮЛ;
- у организации отсутствуют задолженности по налогам и страховым взносам. При этом допускается наличие небольшой задолженности, размер которой не превышает 3000 рублей. Такое послабление введено для того, чтобы исключить возможность неполучения субсидии в силу технических проблем и сбоев, например, неоплаты незначительных пеней или других платежей;
- организации удалось сохранить штатную численность сотрудников компании в размере не менее 90% по сравнению с состоянием на март 2020 года. При этом проверка данного критерия осуществляется в каждом месяце предоставления субсидии.
Для получения выплаты организации необходимо ежемесячно направлять в налоговый орган заявление по форме, определенной постановлением № 576, с приложением необходимых подтверждающих документов. При этом направлять заявление необходимо в течение месяца, следующего за месяцем выплаты субсидии: например, чтобы получить выплату за апрель, подать документы нужно в период с 1 мая по 1 июня 2020 года. Пока предполагается, что финансовые вливания в сектор малого и среднего бизнеса будут осуществляться в апреле и мае, однако эксперты не исключают, что если ситуация в экономике не улучшится, реализация этой меры будет продолжена.
Однако это – не единственная возможность получить помощь от государства организациям, отнесенным к категории МСП. Вступивший в силу федеральный закон № 121-ФЗ внес в Налоговый кодекс поправки, которые предполагают особый порядок налогообложения выплаченных средств. В соответствии с новым подпунктом 60 пункта 1 статьи 251 НК РФ выплаты, полученные в рамках реализации этой программы, не будут включаться в состав средств, с которых выплачивается налог на прибыль. Таким образом, организации смогут полностью потратить полученные деньги на нужды предприятия, не тратя их часть на уплату налогов. Такое правило будет распространяться также на компании, которые используют особые налоговые режимы, включая ЕСХН и УСН.
При этом новый п. 48.26 ст. 270 НК РФ указывает, что расходы, которые были произведены компанией за счет этих средств, не будут включаться в расходы по налогу на прибыль. Если компания приобрела на них материалы или другие активы, необходимые для своей производственной деятельности, она также может принять к вычету величину НДС и затем не восстанавливать ее.
Реализация санитарных мер
Компании, которые продолжают вести экономическую деятельность в условиях пандемии коронавируса, вынуждены принимать дополнительные меры, связанные с защитой здоровья своих сотрудников и клиентов. Соответствующие рекомендации неоднократно публиковали Минздрав и Роспотребнадзор. В дополнение к этому многие организации по собственной инициативе проводят такие действия, чтобы минимизировать риски распространения инфекции и сохранить лояльность клиентов в этих сложных условиях.
Однако ясно, что такие меры требуют достаточно серьезных затрат – на приобретение медицинских масок и других средств защиты, на покупку антисептиков и санитайзеров, на выполнение гигиенических процедур, организацию дополнительной уборки и другие статьи расходов. Правительство приняло решение финансово стимулировать такие действия: это обстоятельство также отражено в новом 121-ФЗ.
В соответствии с обновленной редакцией подп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ компании, отнесенные к категории малого и среднего бизнеса, получат возможность расширить номенклатуру расходов, подлежащих учету в базе налога на прибыль. Теперь к таким расходам также относятся траты на:
- проведение дезинфекции помещений, в которых реализуется деятельность предприятия;
- приобретение приборов для проведения гигиенических мероприятий в помещениях компании;
- приобретение лабораторного оборудования для организации оперативного контроля состояния здоровья персонала компании;
- покупка специальной защитной одежды, обеспечивающей минимизацию риска заражения сотрудников;
- приобретение других средств индивидуальной и коллективной защиты, направленных на противодействие распространению инфекции COVID-19;
- выполнение требований государственных и муниципальных надзорных органов, связанных с соблюдением санитарно-эпидемиологической безопасности.
Действие указанного положения касается не только самой покупки таких предметов и аппаратуры, но и расходов на их транспортировку, монтаж, настройку и проч. Перечисленные объекты исключаются из состава амортизируемых активов, поэтому произвести списание рассматриваемых трат можно будет единовременно. Условие о возможности включения таких статей расходов в базу налога на прибыль также распространяется на организации, которые уплачивают налоги по системам ЕСХН и УСН. Все эти меры будут применяться «задним числом», то есть с 1 января 2020 года.
Осуществление авансовых платежей по налогу на прибыль
В ранее действовавший порядок осуществления авансовых платежей по налогу на прибыль в связи с вступлением в силу федерального закона № 121-ФЗ внесены две серьезные поправки:
- изменение предельной величины доходов от реализации для поквартальной уплаты таких платежей;
- возможность перейти на ежемесячные авансы, определяемые исходя из величины фактической прибыли.
П. 3 ст. 286 НК устанавливает, что организация, у которой доходы от реализации товаров или услуг за предыдущие 4 квартала не превышали 15 миллионов рублей в каждом из этих временных периодов, по итогам отчетного периода имеет право уплачивать только квартальные авансовые платежи. Однако в соответствии со статьей 1 121-ФЗ список таких организаций в 2020 году будет существенно расширен за счет увеличения предельного объема доходов от реализации. Вместо 15 миллионов рублей он теперь может составлять 25 миллионов рублей в каждом квартале. Таким образом, в 2020 году квартальные авансовые платежи смогут уплачивать предприятия, у которых доходы от реализации в каждом из четырех предыдущих кварталов были не выше 25 млн руб. Такое условие будет временным: планируется, что его действие будет распространяться только на 2020 год, а затем налоговые органы вернутся к прежнему порядку расчетов.
Кроме этого, 121-ФЗ вводит новый п. 2.1 ст. 286 НК РФ. Он предполагает возможность упрощенного перехода на ежемесячную уплату авансовых платежей исходя из фактической прибыли. Компании, которые используют ежемесячные авансовые платежи в качестве механизма расчетов с налоговыми органами, могут уже до конца 2020 года перейти на определение их размера исходя из фактической прибыли. Сделать это можно, начиная с отчетного периода 4 месяца, 5 месяцев и т.д. – вплоть до завершения календарного года. При этом расчет размера платежей, подлежащих уплате, при переходе на новый принцип будет произведен с учетом ранее сделанных выплат.
Чтобы произвести такое изменение, компания должна установленным способом зафиксировать его в своей учетной политике и подать соответствующее уведомление в налоговую организацию. Если выбран самый ранний доступный период перехода – 4 месяца, то сделать это нужно не позже 8 мая. В последующие месяцы это нужно будет сделать не позже 20 числа того месяца, который стал окончанием отчетного периода, с которого предприятие переходит на помесячную оплату авансовых платежей на основании размера фактической прибыли.
Поддержка медицинского персонала
Медицинским работникам, которые занимаются лечением пациентов с коронавирусом, на федеральном уровне введены дополнительные денежные выплаты, которые призваны компенсировать опасные условия их работы и повышенные физические и эмоциональные нагрузки. Пока период реализации этого проекта рассчитан на три месяца – с апреля по июнь 2020 года. Такой временной промежуток определен на основании предварительных прогнозов распространения пандемии COVID-19 на территории нашей страны. Поэтому если ситуация будет развиваться по менее оптимистическому сценарию, их действие может быть продлено.
Размер доплаты к основной заработной плате и надбавкам рассчитывается на основании должностной позиции, занимаемой конкретным работником:
- врачи поликлиник, стационаров, больниц и других медицинских учреждений – 80 тысяч рублей в месяц;
- врачи скорой помощи – 50 тыс.;
- средний медперсонал – 50 тыс.;
- младший медперсонал – 25 тыс.;
- водители машин СМП, фельдшеры и медсестры – 25 тыс.
В общей сложности на предоставление такого финансирования из федерального бюджета выделено порядка 12 миллиардов рублей. При этом, давая поручение о его организации,, Президент особо подчеркнул, что такие суммы медики должны получить «на руки» - то есть их необходимо освободить от уплаты налогов.
Такое поручение также было реализовано принятием 121-ФЗ. Они включены в особый список категорий доходов, на которые не распространяется требование об уплате НДФЛ. Такое условие прописано в пункт 81, который вошел в состав ст. 217 НК РФ. При этом в нормативном документе уточняется, что освобождение от налогов распространяется только на те выплаты, которые финансируются непосредственно из федерального бюджета. Следовательно, если на региональном или ином уровне медики получают дополнительные средства в качестве компенсации сложных условий работы, они будут облагаться налогом на доходы в обычном порядке.
Принятые поправки в Налоговый кодекс фактически закрепляют и уточняют порядок применения некоторых временных финансовых мер, которые приняты Правительством в целях поддержания благополучия общества и экономики в этот непростой период. Они согласованы с рядом нормативных документов, которые описывают основные принципы их реализации с учетом поручений Президента. При этом специалисты не исключают, что возможное введение новых мер стимулирования, которые могут потребоваться при негативном сценарии, приведет к принятию дополнительных поправок в действующий НК.
1257