Как оспорить результаты предписания Государственной инспекции по труду?
Проверки Государственной инспекции по труду (ГИТ) — всегда важное и, увы, чаще всего неприятное событие в компании. Это множество срочных внутренних проверок, стресс для инженеров по охране труда и головная боль для работодателей. Разумеется, у компании, документы которой пребывают в полном порядке, никаких проблем с инспекторами не возникнет — но такое, к сожалению, бывает только в теории. На практике проблемы и нарушения обнаруживаются у всех — проверяющие ГИТ строги и подмечают каждую мелочь, а их вердикты зачастую грозят организации крупными штрафами. О том, как избежать штрафов ГИТ, мы уже писали ранее.
Тем не менее, есть и приятная новость: результаты предписания ГИТ могут быть оспорены и обжалованы. Процедура обжалования непростая и регламентирована законодательно, и кроме того, у работодателя должны быть неоспоримые доказательства его правоты. Рассмотрим, как это происходит.
Прежде всего, любая проверка, вне зависимости от того, была ли она плановой, внеплановой, документарной или выездной, сопровождается документальным оформлением всех результатов. Акт, который в двух экземплярах составляют инспектора ГИТ, имеет типовую форму, один такой акт всегда выдается руководителю предприятия — в нем зафиксированы все найденные проверяющими нарушения. Вместе с актом выдается предписание об устранении нарушений, и вот этот документ и является тем, который можно оспорить (ст. 361 ТК РФ).
Существует два способа оспорить предписание ГИТ — по подчиненности (руководитель проверенного предприятия подает жалобу вышестоящему руководству того инспектора, который приходил с проверкой) и в судебном порядке. Чаще всего причиной обжалования служит предписание о выплате административного штрафа за то или иное нарушение.
Важный момент: для того, чтобы направить жалобу в вышестоящую инстанцию (по подчиненности), у предпринимателя есть 30 дней. Для того чтобы подать обжалование в суд — 10 дней. Если в течение этих 10 дней жалоба не будет подана — штраф вступает в силу, и его необходимо уплатить в течение месяца (30 дней).
Имеется исключение: если решением ГИТ деятельность предприятия приостанавливается, обжаловать такое решение можно только в суде. В остальных случаях руководитель волен выбирать, куда подать жалобу.
Как составить жалобу на решение инспекции ГИТ
Жалобу необходимо составлять в двух экземплярах (один — в суд или вышестоящий орган, второй остается в канцелярии самого предприятия) и по определенным требованиям. При составлении обязательно нужно указать:
- Реквизиты и наименование органа ГИТ (или должностного лица), чьи предписания оспариваются;
- Номер и дату предписания, которое обжалуется;
- Реквизиты и наименование органа, в который направляется жалоба;
- Реквизиты и почтовый адрес заявителя;
- Требования заявителя (например, признать жалобу недействительной) и обоснование этих требований (доказательства того, почему решение инспектора неверно). Важно подтвердить свои требования конкретными фактами и документами.
Документ подписывается руководителем организации, либо должностным лицом, в отношении которого инспектором вынесено постановление. Жалобу можно направить по почте (заказным письмом с уведомлением) или подать лично. Направляется она в районный суд (по месту рассмотрения дела), регистрируется в течение одного рабочего дня (следующего после подачи), государственной пошлиной не облагается.
Далее суд, рассмотревший жалобу, может вынести следующие решения:
- Оставить постановление без изменения, а жалобу неудовлетворенной;
- Изменить постановление;
- Отменить постановление и закрыть дело;
- Отменить постановление, но вернуть дело на новое рассмотрение;
- Отменить постановление и передать дело на рассмотрение подведомственным органом.
Если работодатель будет не согласен с решением суда, обжаловать можно и его, подав заявку в вышестоящий суд. Однако, если дело затянулось и приняло такой оборот, проще будет обратиться к профессиональному юристу.
Если же все суды признают предписание ГИТ правомерным, работодателю необходимо в установленные сроки выполнить требования инспекции, в противном случае — заплатить крупный штраф (и в результате выполнить требования все равно).
Работодателю следует помнить о своих правах и настаивать на своей позиции в том случае, если требования инспекции действительно не имеют под собой достаточной основы, и если у него имеются весомые доказательства.
1143