Профессиональное управление государственными и муниципальными закупками для заказчиков
В 2013 году в России был внедрен принципиально новый механизм осуществления закупок товаров и услуг, которые являются необходимыми для обеспечения тех или иных государственных нужд. Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в свое время наделал много шума: ведь рынок государственного обеспечения является весьма обширным и потому привлекательным для поставщиков, а изменение процедур осуществления закупок потребовало наличия у них дополнительных навыков взаимодействия с контрагентами.
Требования к заказчику
С тех пор прошло уже несколько лет, однако дефицит компетентных специалистов в этой сфере до сих пор до конца не устранен. При этом необходимо иметь в виду, что ст.9 44-ФЗ предполагает наличие определенных требований не только к исполнителю услуги или поставщику товара для государственных нужд, но и непосредственно к заказчику. В частности, указанный раздел данного нормативно-правового акта предполагает у его представителя, ответственного за реализацию конкретной операции по проведению закупки, достаточного уровня компетенции в сфере ее проведения для того, чтобы оценить качество товара или услуги, предлагаемой поставщиком, и сделать вывод об обоснованности цены, запрашиваемой за данный товар или услугу.
Механизм реализации требований к заказчику
Безусловно, в ходе разработки 44-ФЗ законодатель принял во внимание, что у одного и того же государственного органа или ведомства может возникнуть потребность в приобретении самых различных видов продукции или услуг. Поэтому на практике напрямую реализовать требование о наличии у его сотрудников необходимого уровня квалификации для оценки предложения поставщика представляется затруднительным.
Тем не менее, указанная ст.9 44-ФЗ содержит исчерпывающее описание механизма решения этого вопроса. В частности, она допускает в такой ситуации привлекать для проведения соответствующей оценки высококвалифицированных специалистов, занимающихся осуществлением профессиональной деятельности именно в сфере государственных закупок и имеющих необходимое образование.
Однако на практике привлечение независимых специалистов к каждому акту государственной закупки может оказаться не лучшим решением. Помимо того, что это является достаточно дорогостоящим вариантом, дополнительную сложность создает процедура согласования такого участия. Поэтому в долгосрочной перспективе более целесообразной представляется подготовка организацией, выступающей в качестве заказчика при проведении государственных закупок, собственного специалиста, обладающего необходимой квалификацией.
Подготовка представителей заказчика при проведении госзакупок
П.2 ст.9 44-ФЗ указывает, что одним из эффективных механизмов приобретения сотрудником государственного или муниципального предприятия, вовлеченного в процедуру осуществления закупок в качестве заказчика, является получение им соответствующего образования в форме повышения имеющегося уровня квалификации или прохождения дополнительной подготовки.
Особые требования в этой сфере предъявляются к крупным заказчикам, то есть тем, которые в год реализуют объем государственных закупок, превышающий сто миллионов рублей. Так, ч.6 ст.38 44-ФЗ указывает, что управляющий службы закупок такой организации, которую также называют контрактной службой, обязан иметь профессиональное образование высшего уровня или дополнительное образование непосредственно в сфере госзакупок.
Курс «Управление государственными и муниципальными закупками: для заказчиков» содержит весь объем необходимой информации, которая может потребоваться специалисту на той или иной стадии проведения закупки — от размещения извещения о ее проведении до заключения итогового контракта. В рамках данного курса слушатели получают полное представление обо всех аспектах данного процесса, включая:
- действующие требований нормативно-правовой базы осуществления госзакупок, включая особенности и нововведения 44-ФЗ;
- порядок осуществления документооборота, включая его реализацию в электронном виде;
- организационные аспекты проведения госзакупок, включая их обоснование и планирование, выбор поставщиков в рамках различных видов процедур отбора — конкурс, аукцион, запрос котировок и проч.;
- проведение контролирующих мероприятий на различных этапах реализации госзакупок;
- правовые основы деятельности в области проведения закупок и тендеров.
Таким образом, организация обучения для специалистов, осуществляющих госзакупки, — это не только вопрос соблюдения требований 44-ФЗ в части квалификации участников данной процедуры, но и гарантия обеспечения наилучших условий сотрудничества между заказчиком и исполнителем.
1655