Формы таможенного контроля ЕАЭС
Вот уже почти десять лет Российская Федерация является членом Евразийского экономического союза. Это объединение было создано в 2010 году и первоначально называлось просто – Таможенный союз. Тогда в него входили только три государства: РФ, Казахстан и Беларусь. Позднее к ним присоединились Кыргызстан и Армения, и сейчас эти пять стран входят в состав союзного объединения, хотя интерес к участию в нем выражали и другие государства.
Основная идея интеграции в рамках ЕАЭС – упрощение торгового оборота между странами-участницами: как показала практика, это действительно возможно при условии систематической и планомерной работы в этом направлении. Основными мерами, которые осуществляются для реализации этой цели, сейчас можно назвать:
- применение единых требований к безопасности и качеству товаров и услуг. Для решения этой задачи в ЕАЭС создаются специальные нормативные документы – технические регламенты, которые устанавливают нормативы по качеству для конкретных категорий товаров;
- введение единых документов о подтверждении соответствия. Товары, которые удовлетворяют требованиям, содержащимся в техрегламентах, получают подтверждающие документы единого образца, которые действительны на всей территории Союза. Благодаря этому их производители и продавцы могут реализовывать такие продукты без оформления дополнительной разрешительной документации;
- унификация процедур подтверждения соответствия. Для этого сертификационные органы, действующие в государствах-членах ЕАЭС, проходят особую процедуру аккредитации, чтобы получить право выдавать сертификационные документы, действующие на всей территории Союза;
- формирование упрощенных процедур таможенного контроля. Они призваны облегчить процесс перевозки товаров между государствами, входящими в состав объединения, и обеспечить доступ к более широким рынкам для производителей, работающих в государствах-членах Союза.
Одну из ключевых ролей в достижении поставленной цели играет упрощение таможенных процедур. Ведь в большинстве стран именно таможенное оформление товаров, пересекающих границы, является очень дорогой и длительной процедурой. Разберемся, как обстоят дела с этим вопросов в Евразийском экономическом союзе в его актуальном состоянии.
Основные принципы таможенного порядка в ЕАЭС
Порядок организации таможенного контроля в пределах союзного объединения регулируется Таможенным кодексом Евразийского экономического союза. Это приложение к действующему договору о Таможенном кодексе ЕАЭС. В статье 332 этого нормативного документа указывается, что в границах Союза предусмотрены следующие формы выполнения контроля на таможне:
- проверка;
- осмотр;
- досмотр;
- осмотр территорий и помещений;
- получение объяснений;
- контроль таможенных и других документов, объясняющих происхождение, маршрут перевозки и другие характеристики товаров, перевозимых через границу.
Рассмотрим эти формы в деталях их применения.
Таможенная проверка
Проверка на таможне – это процедура сопоставления сведений, предоставленных заявителем в декларации, и других данных, поступивших в таможенный орган относительно состава и характеристик товаров, имеющихся при себе у заявителя при пересечении границы. Например, такими данными могут стать сведения, содержащиеся в банковских счетах, платежных документах, организационной отчетности и проч. Основной целью выполнения проверки становится установление факта декларирования товаров, подлежащих этой процедуре, и исполнение их владельцем, перевозчиком или другим лицом, которому переданы полномочия по обращению с данным товаром, правил и обязанностей, установленных Таможенным кодексом ЕАЭС.
Таможенные проверки делятся на два основных типа:
- камеральная, в течение которой проверяются сведения, содержащиеся в предоставленных документах. Максимальная длительность этой процедуры – 90 дней с момента направления проверяемому лицу обязательного уведомления о ее назначении;
- выездная, в процессе которой работники таможни могут выехать в организацию или иное место, где заявитель осуществляет свою основную деятельность. Такая проверка может быть плановой и внеплановой, а ее максимальная длительность составляет 2 месяца.
Таможенный осмотр и досмотр
Обе эти процедуры представляют собой визуальный контроль товаров, перевозимых заявителем через таможню. Однако в случае осмотра действующий Таможенный кодекс не подразумевает права вскрытия упаковки таких продуктов: он проводится для подсчета количества единиц перевозимого товара, проверки наличия обязательных пломб и маркировок и других схожих целей. При этом в ходе досмотра упаковка может быть вскрыта для более подробной проверки ее содержимого. В обоих случаях таможенные органы составляют акт, в котором указываются сведения об органах, выполнявших эту процедуру, причинах и результатах ее проведения, и другие необходимые данные, предусмотренные установленной формой такого акта.
Иногда таможенные органы с теми же целями проводят осмотр помещений и территорий, в которых располагаются грузы, подлежащие таможенной проверке. Если такой осмотр выполняется в отношении объектов, которые должны отвечать установленным требованиям таможенного законодательства, например, в магазинах беспошлинной торговли, складах временного хранения и проч., то уполномоченные органы также проверяют соблюдение таких требований на этих объектах.
Получение объяснений
Получение объяснений проводится в случае, если для установления происхождения, характеристик, маршрута или иных параметров товара, перевозимого через границу, таможенным органам требуется дополнительная информация, которую может предоставить заявитель. В некоторых ситуациях он может быть специально вызван работниками таможенного органа для дачи объяснений. В этом случае в адрес заявителя направляется письменное уведомление с указанием даты, в которую ему необходимо явиться для дачи объяснений, и других обязательных данных. Оно может быть вручено заявителю лично или направлено путем почтовой связи либо иным способом. Сведения, получаемые от заявителя, вносятся в специальную форму. Образец такого документа утвержден Решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 N 260.
Проверка документов
Основным документом, содержание которого контролируется таможенными работниками в ходе выполения своих должностных обязанностей, становится таможенная декларация. Уполномоченные сотрудники проверяют сведения, содержащиеся в ней, и сопоставляют их с данными, предоставленными в других документах, которые направляются в таможенный орган вместе с декларацией. Целью выполнения такого контроля является:
- проверка корректности заполнения предоставленной документации;
- проверка достоверности сведений, предоставленных в декларации и других документа;
- проверки соблюдения установленных таможенных процедур;
- проверки легитимности права на применение таможенных льгот, если они полагаются конкретному заявителю;
- проверки соблюдения иных требований, установленных Таможенным кодексом ЕАЭС и другими нормативными документами, действующими на территории союзного объединения.
В большинстве случаев таможенным органам для анализа бывает достаточно пакета документов, сформированного в соответствии с базовым порядком, описанным в статье 89 Таможенного кодекса. В случае, если по тем или иным причинам сотрудникам таможни требуется подтверждение сведений, представленных в указанном пакете, они вправе запросить дополнительную документацию в составе, зафиксированном в статье 108 ТК ЕАЭС. Как правило, это делается в течение периода времени, пока товар находится на таможне – в Таможенном кодексе такая процедура носит название проверки, начатой до выпуска товаров. Если документы не будут представлены, таможня вправе отказать в выпуске товаров.
Однако если заявителю удалось миновать таможню, это не означает, что полномочия таможенных органов полностью исчерпаны: в соответствии со статьей 326 ТК ЕАЭС уполномоченный орган вправе провести проверку и после выпуска товаров, запросив документы с соблюдением правил, установленных статьей 340 указанного нормативного документа.
5775