Аттестация экспертов по специальной оценке условий труда
Дополнено 22.04.2019
Тому, кто впервые сталкивается с проблематикой проведения спецоценки условий труда, разница между реестром организаций, которые имеют право организовывать проведение такого анализа, и реестром экспертов, которые, собственно, осуществляют эту процедуру, может показаться не слишком значительной. Вместе с тем, это два совершенно различных документа, порядок ведения которых четко регламентирован специальными нормативно-правовыми актами.
Требования к экспертам, имеющим право проведения процедуры спецоценки
Основные требования, которым должен соответствовать кандидат, претендующий на звание эксперта в области СОУТ, перечислены в статье 20 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда». Формально их всего три:
- наличие диплома о высшем образовании (при этом не имеет решающего значения, по какому профилю деятельности был получен этот диплом);
- наличие документа о получении дополнительного образования, которое среди прочего содержит учебный модуль, посвященный вопросам изучения условий трудовой деятельности, объемом не менее 72 часов;
- наличие подтвержденного опыта работы в области анализа условий трудовой деятельности продолжительностью не менее трех лет. При этом работа в области проведения аттестации условий труда на рабочем месте также включается в общую длительность оцениваемого трудового стажа.
Документы, необходимые для получения сертификата эксперта
Тем не менее, соответствие перечисленным требованиям — это необходимое, но недостаточно условие для того, чтобы человек, имеющий все перечисленные характеристики, мог выступать в роли эксперта по СОУТ. Такое право он сможет приобрести не раньше, чем станет обладателем специального сертификата, который служит подтверждением того, что его знания, навыки и компетенции были оценены высококвалифицированными специалистами и признаны достаточными для проведения спецоценки.
Проверка знаний кандидата в эксперты осуществляется на основании Постановления Правительства РФ от 3 июля 2014 г. № 614 «О порядке аттестации на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, выдачи сертификата эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда и его аннулирования». Она состоит из двух последовательно проводимых этапов. Первый этап фактически является фазой рассмотрения документов, которые претендент представляет в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации (Минтруд). Полный состав необходимого пакета включает в себя:
- заявление о прохождении аттестации, которое подается в произвольной форме. Тем не менее, в нем обязательно должны быть указаны контактные данные и сведения, подтверждающие соответствие заявителя условиям, сформулированным в статье 20 ФЗ-426. Кроме того, в документе должно быть выражено письменное согласие на обработку личных данных соискателя;
- копия диплома о получении высшего образования;
- копия свидетельства или иного документа о наличии дополнительного образования, соответствующего требованиям к кандидату, установленным статьей 20 ФЗ-426;
- копия трудовой книжки, в которой имеются записи о наличии у кандидата необходимого опыта в области анализа условий трудовой деятельности.
Процедура аттестации эксперта
После рассмотрения представленного пакета документов, комиссия Минтруда принимает решение о допуске его ко второму этапу аттестации, который представляет собой письменное тестирование в электронном виде, которое проходит в специальном экзаменационном классе. Участие в тестировании не подразумевает оплаты. Тестовое задание состоит из 40 вопросов, причем для выбора ответов на них претенденту дается только 40 минут. В течение этого времени запрещается использование каких бы то ни было справочных материалов, электронных приборов и иных средств, которые могут содержать информацию, способствующую прохождению тестирования.
Результат теста признается положительным, если кандидат правильно ответил на 36 вопросов. В случае, если число верных ответов оказалось меньше, у него будет возможность пройти процедуру повторно в течение 30 дней с момента неудачной попытки. В общей сложности кандидат может попробовать сдать тест еще дважды после неудовлетворительного результата, однако между двумя повторными попытками должно пройти не менее семи дней.
Выдача сертификата и внесение в реестр
В случае, если претенденту на получение звания эксперта по СОУТ удалось пройти аттестационное испытание, Минтруд обязан в течение 15 рабочих дней оформить для него сертификат, соответствующий требованиям Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ от 24 января 2014 г. № 32н «Об утверждении формы сертификата эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, технических требований к нему, инструкции по заполнению бланка сертификата эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда и Порядка формирования и ведения реестра экспертов организаций, проводящих специальную оценку условий труда».
После этого в срок не позднее 10 рабочих дней с даты выдачи сертификата ведомство должно внести информацию о новом эксперте в специальный реестр, в котором содержатся сведения о специалистах, имеющих право проводить процедуру СОУТ. Согласно пункту 5 статьи 8 ФЗ-426, в этом реестре будут указаны следующие данные об эксперте:
- фамилия, имя и отчество специалиста;
- номер сертификата, дата начала и окончания периода его действия;
- сфера деятельности, в рамках которой данный специалист может выступать в качестве эксперта по спецоценке.
В случае, если эксперту был выдан дубликат сертификат либо этот документ был аннулирован, соответствующие сведения также должны быть внесены в реестр, причем в срок, не превышающий 10 не позднее рабочих дней с даты наступления соответствующего события.
Срой действия полученного сертификата равен 5 годам. Чтобы продолжить свою деятельность, эксперт должен пройти аттестацию снова. Минтруд аннулирует сертификат в случае административного правонарушения. Если эксперту назначено наказание в виде дисквалификации, то повторно получить сертификат он сможет только через 10 лет.
2180