Новые правила аккредитации сертификационных органов в ЕАЭС
Правила аккредитации
Порядок аккредитации сертификационных органов и включения их в Единый реестр организаций, имеющих право проводить сертификацию на соответствие требованиям технических регламентов, определены положениями решения Совета Евразийской экономической комиссии от 5 декабря 2018 года N 100. Нормативы, которым должен соответствовать сертификационный центр для включения в реестр, приведены в пункте 8 этого нормативного документа.
В соответствии с решением Совета ЕЭК от 22 мая 2023 года N 62 в этот раздел были внесены значимые изменения. Согласно новой редакции, пройти аккредитацию и получить право выдавать сертификационную документацию может организация, отвечающая следующим требованиям:
- статус зарегистрированного юридического лица в государстве, являющемся членом ЕАЭС;
- наличие действующего аттестата аккредитации в таком государстве;
- наличие областей аккредитации, покрывающей сферу применения одного или нескольких техрегламентов Таможенного союза либо исследований продукции, входящей в список товаров, подлежащих обязательной сертификации на территории ЕАЭС;
- наличие в штате учреждения экспертов, прошедших специальную подготовку по проведению сертификации в соответствии с областью (областями) аккредитации;
- отсутствие случаев необоснованной выдачи сертификационной документации в течение 1 года. Такие случаи принимаются во внимание, если они повлекли за собой необоснованный ввод в обращение товаров, не соответствующих требованиям к качеству и безопасности, действующим на территории ЕАЭС;
- отсутствие случаев массовой или систематической необоснованной выдачи сертификационной документации в течение 1 года вне зависимости от последствий, которые повлекла такая выдача;
- отсутствие в штате организации лиц, виновных в необоснованной, включая массовую или систематическую необоснованную выдачу сертификационной документации;
- соответствие уровня образования и опыта работы руководителя и заместителей компании требованиям законодательства государства регистрации, если такие требования содержатся в законодательстве.
Нарушения правил выдачи сертификационной документации
Для корректного применения положений решения № 100 важное значение имеет правильная трактовка понятий, связанных с нарушениями порядка выдачи сертификационной документации. Согласно пункту 2 указанного нормативного документа эти понятия следует трактовать следующим образом:
- необоснованная выдача – оформление документов с нарушениями правил, предусмотренных решением № 100;
- массовая необоснованная выдача - обнаружение необоснованной выдачи не менее трех сертификационных документов в рамках одного контролирующего мероприятия;
- систематическая необоснованная выдача – необоснованное оформление документации не менее 3 раз в течение одного календарного года вне зависимости от количества выданных документов.
В пояснениях к решению отмечается, что обновление положений решения должно привести к повышению эффективности работы органов по аккредитации и минимизировать объемы нарушений со стороны аккредитованных лиц. Изменения в решение № 100 вступили в силу 22 июля 2023 года. В целях корректного применения обновленного решения уполномоченным органом по аккредитации в Евразийском экономическом союзе, в роли которого выступил Белорусский государственный центр аккредитации, были внесены соответствующие изменения в рабочую инструкцию СМ - РИ СМ 7-01-2023, определяющую правила применения порядка включения сертификационных центров в Единый реестр.
593