Регистрация медицинских изделий: изменения 2020 года
- Действующий порядок регистрации изделий медицинского назначения
- Основные цели государственной политики на рынке медицинских изделий
В 2020 году рынок медицинских изделий в России ждут очередные серьезные перемены. На этот раз их основной целью будет повышение прозрачности рынка средствами государственного контроля за обращением такой продукции. Соответствующие нормативные документы уже подготовлены и доступны для ознакомления, поэтому производители имеют возможность уже сегодня подготовиться к грядущим изменениям, чтобы они не стали причиной неприятных последствий для их работы после вступления в силу.
Действующий порядок регистрации изделий медицинского назначения
- Действующий порядок регистрации изделий медицинского назначения
- Основные цели государственной политики на рынке медицинских изделий
- Изменения нормативной базы
- Контрольная закупка
- Расширение сферы государственного контроля
- Возможные изменения в регистрации медизделий в 2020 году
Напомним, в настоящий момент действующее законодательство, включая федеральный закон № 323-ФЗ, посвященный вопросам охраны здоровья населения, требует, чтобы все медицинские изделий, поступающие на рынок, в обязательном порядке прошли процедуру государственной регистрации. Отпуск и распространение продукции, не имеющей свидетельства о регистрации, не допускается. При этом правила осуществления такой процедуры регламентированы положениями постановления Правительства № 1416. Так, он предполагает, что все изделия, предназначенные для использования в профилактике, диагностике, лечении и реабилитации людей для получения свидетельства о регистрации должны проходить следующие этапы:
- технические испытания для определения характеристик изделий;
- токсикологические исследования для установления факта отсутствия негативного влияния на организм человека;
- клинические испытания, предназначенные для выявления лечебного или иного установленного воздействия на организм.
Для некоторых видов продукции законодательством устанавливаются дополнительные испытания и исследования, необходимые для прохождения процедуры государственной регистрации. Изделие, успешно прошедшее все необходимые этапы, получает свидетельство, дающее право обращения на рынке Российской Федерации.
Основные цели государственной политики на рынке медицинских изделий
В настоящее время развитие рынка медицинских изделий в России регламентируется Федеральной целевой программой, действие которой охватывает фармацевтическую и медицинскую отрасли промышленности. Она рассчитана на период до 2020 года и содержит основные принципы и положения, которые служат ориентирами при осуществлении государственной политики в этой сфере. Согласно программе, предполагается, что в 2020 году объем рынка изделий медицинского назначения в РФ достигнет 300 миллиардов рублей. При этом базовые цели программы в этой области включают:
- удовлетворение потребности населения в медицинских изделиях не менее чем на 40% за счет отечественного производства;
- существенный рост экспорта российских изделий медицинского назначения;
- эффективный контроль качества изделий медицинского назначения и информационное обеспечение потребностей рынка;
- другие показатели.
Изменения нормативной базы
В целях достижения поставленных целей в 2020 году будет действовать федеральный закон № 511-ФЗ, который внес серьезные коррективы в действующий порядок регистрации и обращения МИ. Он предполагает, что корректировке подвергнется целый ряд базовых нормативных документов, которые регулируют рынок медицинских изделий в настоящий момент. К ним относятся:
- федеральный закон № 294-ФЗ, который устанавливает основные принципы защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
- федеральный закон № 323-ФЗ, определяющий государственные приоритеты в сфере охраны здоровья населения;
- другие нормативные документы.
Положения данного документа вступили в силу в начале 2019 года. Таким образом, 2020 год станет первым полноценным периодом, в течение которого эти принципы будут применяться в полном объеме.
Контрольная закупка
В соответствии с изменениями и дополнениями, вносимыми законом № 511-ФЗ, в действующее правовое поле в сфере обращения медицинских изделий было введено такое понятие как контрольная закупка. Согласно новым правилам она может осуществляться в целях осуществления контроля качества реализуемых изделий органом, осуществляющим надзор в данной сфере. На данный момент эти функции возложены на Росздравнадзор. Согласно своим полномочиям он вправе выполнять такую процедуру в целях:
- проверки наличия свидетельства о государственной регистрации у реализуемых изделий;
- проверки подлинности имеющейся у изделия документации;
- контроля качества реализуемой продукции;
- контроля соблюдения правил реализации изделий медицинского назначения;
- выполнения других надзорных процедур.
При проведении контрольной закупки Росздравнадзор обязан информировать о данном факте органы прокуратуры.
Расширение сферы государственного контроля
Введение процедуры контрольной закупки потребовало соответствующей корректировки направлений деятельности, которые входят в полномочия надзорных органов при осуществлении государственного контроля за рынком медицинских изделий. В соответствии с новым порядком, который будет применяться и в 2020 году, возможности государства в этой области будут включать:
- контроль правильности применения, хранения и уничтожения медицинских изделий профильными организациями;
- контроль правил обращения медицинских изделий компаниями, уполномоченными на ведение соответствующей деятельности;
- осуществление выдачи специальных разрешений, позволяющих ввозить изделия медицинского назначения, не имеющие свидетельства о государственной регистрации, на территорию России с целью дальнейшего получения ими такого свидетельства;
- выполнение мониторинга безопасности изделий, уже имеющих действующие свидетельства о государственной регистрации;
- осуществление контрольных закупок такой продукции, направленных на контроль соблюдения действующего законодательства о регистрации МИ и оценку качества соответствующих товаров.
Возможные изменения в регистрации медизделий в 2020 году
В настоящий момент Минздравом разработан еще один законопроект, который предполагает введение дополнительных полномочий Росздравнадзора в сфере осуществления государственного контроля в области обращения МИ. Речь идет о возможности осуществления контроля самих производств такой продукции. Предполагается, что это условие может стать частью процедуры государственной регистрации МИ, поскольку оно будет служить подтверждением заявленного уровня качества и выполнения действующих требований к организации производства.
Согласно представленному законопроекту, возможность осуществления инспектирования производства МИ может быть распространена на следующие категории изделий:
- продукция класса 2а, имеющая среднюю степень риска негативных последствий ее применения;
- продукция класса 2б с повышенной степенью риска;
- продукция класса 3 с высоким уровнем риска.
В пояснительной записке к проекту нормативного документа отмечается, что одной из основных целей его разработки является необходимость унификации законодательства государств, входящих в состав Евразийского таможенного союза, в области регистрации и контроля качества МИ.
612